На главную

 

Бесермяне

 

                                                                                                              

  БЕСЕРМЯНЕ, бесерман (самоназвание), народ в России на северо-западе Удмуртии, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 составляла 10034 человек (в последующих переписях Бесермяне не выделялись и включались в состав удмуртов). Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень - 10. Язык Бесермян - наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков. Распространены русский, татарский языки. Верующие Бесермяне - православные, сохраняются элементы мусульманских и традиционных представлений.

 Русские летописные источники 13-15 веков фиксируют народ под названием Бесермяне на Волге и в нижнем течении реки Камы, письменные документы 17 века отмечают Бесермян в бассейне реки Чепцы, часто называя их "чуваш", позднее за ними окончательно закрепляется этноним Бесермяне. Видимо, Бесермяне - это группа южных удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние. В состав Бесермян, возможно, влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам. Очевидно, в Волжской Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса и получила название "бесермян" (возможно, восходящее к "мусульман"). Бесермяне бежали от монголо-татар в вятские леса и оказались в бассейне реки Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, но сохранили свою южноудмуртскую речь.

 В июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа".

 Основное традиционное занятие Бесермян - пашенное земледелие, они возделывали озимую рожь, ячмень, овёс, лён, коноплю; выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Были распространены отхожие промыслы в основном на сельскохозяйственные работы, извоз.

 Основным социальным институтом сельских Бесермян вплоть до 30-х годов 20 века была соседская община. До первой четверти 20 века у Бесермян наряду с малой семьёй существовали большие неразделённые семьи.

 Деревни уличной планировки, располагались на возвышенности вблизи рек. Жилище - срубная бревенчатая изба с двускатной крышей, холодными сенями, с крытым крыльцом; планировка близка удмуртской. Характерная надворная постройка - двухэтажный, реже одноэтажный бревенчатый амбар с крытой галереей.

 Основа традиционного женского костюма Бесермян - рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелёного, жёлтого; чёрный служил для выделения контура. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда в виде халата. Характерны нагрудные украшения, шейные, чересплечные из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты, кольца.

 Девичий головной убор - небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Женский головной убор: головное полотенце из тонкого белого холста; шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный или кашемировый платок. В женской одежде Бесермян выделяются чувашские элементы. Мужской костюм имел много общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и сукна.

 Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с различной начинкой, каши, супы.

 Развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. Сохраняются элементы традиционной свадебной обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник плуга.

  По данным  Переписи населения 2002 года численность бесермян, проживающих на территории России, составляет  3  тысячи человек.

 
Бессермяне