На главную

 

Гунзибцы

 

ГУНЗИБЦЫ, гьунзалъ (самоназвание), хунзалис, энзеби, унзо, народ в России (1,35 тыс. человек). Живут также в Грузии (0,35 тыс. человек). Общая численность - 1,7 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гунзибском языке. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Распространены также русский, аварский, бежтинский, гинухский, цезский и грузинский языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

 До 15 века Гунзибцы входили в состав военно-политического союза Дидо. С 4-5 веков осуществлялась христианизация жителей Западного Дагестана грузинскими миссионерами, в 15-18 веках Гунзибцы были исламизированы. 10-15 века - период борьбы с грузинскими царями за независимость. С 15 века вместе с бежтинцами и анцухцами в Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль- Ратль; с 18 века с его распадом объединялись с бежтинцами.

 После присоединения (1813) Дагестана к России с 1840-х годов приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-1859). В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В 1944 Гунзибцы были переселены в Новолакский район, в 1957 вернулись на свою территорию. Часть Гунзибцев переселилась на равнину, в Кизилъюртовский район.

 Основные традиционные занятия - отгонное скотоводство (главным образом овцеводство) и террасное пашенное земледелие. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овёс, просо; со второй половины 19 века - картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, тыкву, табак. С 19 века, особенно со 2-й его половины, сельскохозяйственное производство приобретает товарный характер. Домашние промыслы: обработка шерсти (выделка сукон, войлока, вязаной обуви, паласов, перемётных сум и др.), металла (главным образом кузнечное ремесло), дерева (плотницкое дело), камня.

 В наши дни у Гунзибцев на этнической территории превалирует скотоводство (главным образом отгонное овцеводство), на втором месте - полеводство; на равнине основное занятие - земледелие (полеводство, овощеводство, садоводство), животноводство (крупный рогатый скот, овцы) имеет второстепенное значение. Среди мужчин распространено отходничество, главным образом в районы Северного Кавказа, Южной России, где они работают в строительных бригадах, в сфере сельскохозяйственного производства.

 Гунзибцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и землепашцев. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. В общине могло быть от двух-трёх до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в наши дни. Семья малая, однако сохраняются пережитки семейно-общинных организаций, рудименты мужских союзов - традиционные многодневные мужские увеселительные собрания в зимний период.

 Селения Гунзибцев ступенчато-кучевые. Строились многоэтажные боевые башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан - место вечернего сбора мужчин.

 Дома каменные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с хлевом и другими хозяйственными помещениями на первом и жильём на втором этаже. Открытая лоджия ныне заменена крытой галереей. У жилищ, образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих - как правило, двускатные, крытые колотыми сосновыми дощечками.

 Традиционный мужской костюм: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, подпоясанное матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали; те же виды обуви. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески и др.

 Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, хлеб, тесто-толокно, хинкал, каши, пироги, курзе, мучные и мясные похлёбки.

 Устное народное творчество Гунзибцев двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки и др. на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, джиннов, ведьм, домовых и т.д., в колдовство, магию и т.д.

По данным  Переписи населения 2002 года численность гунзибцев, проживающих на территории России, составляет  1 тысячу человек.