ГУНЗИБЦЫ, гьунзалъ (самоназвание),
хунзалис, энзеби, унзо, народ в России (1,35 тыс. человек). Живут
также в Грузии (0,35 тыс. человек). Общая численность - 1,7 тыс.
человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного
Дагестана. Говорят на гунзибском языке. Письменность на аварском
языке на основе русской графики. Распространены также русский,
аварский, бежтинский, гинухский, цезский и грузинский языки.
Верующие - мусульмане-сунниты.
До 15 века
Гунзибцы входили в состав военно-политического союза Дидо. С 4-5
веков осуществлялась христианизация жителей Западного Дагестана
грузинскими миссионерами, в 15-18 веках Гунзибцы были
исламизированы. 10-15 века - период борьбы с грузинскими царями за
независимость. С 15 века вместе с бежтинцами и анцухцами в
Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль- Ратль;
с 18 века с его распадом объединялись с бежтинцами.
После
присоединения (1813) Дагестана к России с 1840-х годов приняли
участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под
руководством Шамиля (1834-1859). В 1921 вошли в состав Дагестанской
АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В 1944 Гунзибцы были переселены
в Новолакский район, в 1957 вернулись на свою территорию. Часть
Гунзибцев переселилась на равнину, в Кизилъюртовский район.
Основные
традиционные занятия - отгонное скотоводство (главным
образом овцеводство) и террасное пашенное земледелие. Выращивали
ячмень, рожь, пшеницу, овёс, просо; со второй половины 19 века -
картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох,
фасоль, тыкву, табак. С 19 века, особенно со 2-й его половины,
сельскохозяйственное производство приобретает товарный характер.
Домашние промыслы: обработка шерсти (выделка сукон, войлока, вязаной
обуви, паласов, перемётных сум и др.), металла (главным образом
кузнечное ремесло), дерева (плотницкое дело), камня.
В наши дни
у Гунзибцев на этнической территории превалирует скотоводство
(главным образом отгонное овцеводство), на втором месте -
полеводство; на равнине основное занятие - земледелие (полеводство,
овощеводство, садоводство), животноводство (крупный рогатый скот,
овцы) имеет второстепенное значение. Среди мужчин распространено
отходничество, главным образом в районы Северного Кавказа, Южной
России, где они работают в строительных бригадах, в сфере
сельскохозяйственного производства.
Гунзибцы
были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и
землепашцев. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных
объединений - тухумов. В общине могло быть от двух-трёх до
семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами.
Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в
наши дни. Семья малая, однако сохраняются пережитки семейно-общинных
организаций, рудименты мужских союзов - традиционные многодневные
мужские увеселительные собрания в зимний период.
Селения
Гунзибцев ступенчато-кучевые. Строились многоэтажные боевые
башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к
другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан
- место вечернего сбора мужчин.
Дома
каменные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с хлевом и
другими хозяйственными помещениями на первом и жильём на втором
этаже. Открытая лоджия ныне заменена крытой галереей. У жилищ,
образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, земляные,
у отдельно стоящих - как правило, двускатные, крытые колотыми
сосновыми дощечками.
Традиционный
мужской костюм: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные
шубы, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Основные
элементы женского костюма: платье-рубаха, подпоясанное
матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали;
те же виды обуви. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты,
височные подвески и др.
Пища
мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, хлеб,
тесто-толокно, хинкал, каши, пироги, курзе, мучные и мясные
похлёбки.
Устное
народное творчество Гунзибцев двуязычно: пословицы,
поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки и др.
на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки
традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, джиннов,
ведьм, домовых и т.д., в колдовство, магию и т.д.
По данным
Переписи населения 2002 года численность гунзибцев, проживающих на
территории России, составляет 1 тысячу человек.