МАНСИ (самоназвание - "человек"),
вогулы, народ в Российской Федерации, коренное население
Ханты-Мансийского АО Тюменской области (в бассейне реки Обь, главным
образом по её левым притокам Конда, Северная Сосьва и др.). Около
100 человек живёт на северо-востоке Свердловской области.
Численность в России - 8,3 тыс. человек, из них в Ханты-Мансийском
АО - свыше 6,5 тыс. человек. Родственны хантам, с которыми
объединяются под названием обские угры. Говорят на мансийском языке
финно-угорской группы уральской семьи. Свыше 60% Манси считают
родным русский язык. Письменность с 1931 на основе латинского, с
1937 - на основе русского алфавита. Выделяются этнографические
группы: северная, с сосьвинским и верхнелозьвинским диалектами;
южная, или тавдинская; восточная с кондинским диалектом; западная с
пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским
диалектами. Литературный язык на основе сосьвинского диалекта.
Верующие
- православные. Сохраняются традиционные верования.
Как
этническая общность Манси сложились, вероятно, в 1-м
тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племён Прикамья,
Приуралья и Южного Зауралья и угорских племён, пришедших во 2-й
половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Северного
Казахстана и Западной Сибири. В первом - 1-й половине второго
тысячелетия нашей эры предки Манси были оттеснены коми и русскими на
восток за Урал. Контакты с русскими, в первую очередь с
новгородцами, с 11 века. По русским письменным источникам известны с
конца 11 века (вместе с хантами) под именем "югры", а с 14 века -
"вогуличи", "вогулы". Ко времени присоединения Сибирского ханства к
Русскому государству (конец 16 века) Манси жили родо-племенным
строем, пережитки которого сохранились вплоть до 1930-х годов
(например, деление на тотемические фратрии Пор и Мось). Официально
обращённые в 18 веке в православие, сохраняют дохристианские
верования (развитую мифологию, культ духов-покровителей, предков,
медведя, шаманство и др.).
Традиционные
занятия - охота, на Оби и в низовьях Северной Сосьвы -
рыболовство, в верховьях Лозьвы, Ляпина и Северной Сосьвы -
оленеводство (заимствовано в 13-14 веках у ненцев), у некоторых
групп - земледелие (заимствовано в 16-17 веках у русских) и
скотоводство (лошади, коровы, овцы), разведение домашней птицы.
Передвигались на лодках (иногда с берестяным верхом), лыжах, нартах
(в собачьей и оленьей упряжке), в отдельных районах - на санях или
особых конных нартах. За годы
советской власти у Манси наряду с традиционными развиваются новые
отрасли хозяйства - звероводство, животноводство, овощеводство.
Часть Манси занята в промышленности. Свыше 45% живёт в городах
(1989). Сформировалась собственная интеллигенция.
Поселения
были постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние,
осенние) на местах промысла. Традиционное жилище зимой -
прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп
- избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или
четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у
оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и
освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.
Для выпечки хлеба вдали от жилищ строили глиняные печи.
Традиционная
женская одежда - платье, распашной халат (сатиновый или
суконный) и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове - платок,
большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.);
мужская одежда - рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна,
у оленеводов - из оленьих шкур (малица, гусь), охотничья суконная
одежда с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Было распространено
ткачество из крапивного и конопляного волокна.
Традиционная
пища - рыба и мясо в вяленом, сушёном, жаренном на костре,
мороженом виде, ягоды. Грибы в пищу не употребляли, считая их
нечистыми.
Традиционный посёлок Манси населяли несколько больших или
малых, в основном родственных семей. Брак патрилокальный с
элементами матрилокальности. В 19 - начале 20 века складывается
имущественная дифференциация, формируется территориальная община.
Сохраняется
богатый фольклор, обрядность (медвежьи праздники и др.).
Традиционная
культура и язык в основном сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских)
и восточных (кондинских) групп Манси.
По данным
Переписи населения 2002 года численность манси, проживающих на
территории России, составляет 12 тысяч человек.