МОНГОЛЫ,
монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монгольских
языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно Монголы) в
Республике Монголия, баоань, дунсян, дауры, барга, монгоры и
собственно Монголы в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в
России. Численность Монголов в Республике Монголия - свыше 2 млн.
(1989, перепись), в КНР - 5,24 млн. человек. Говорят на монгольских
языках, которые делятся на группы, диалекты и говоры. Письменность в
Республике Монголия с 1945 на основе кириллицы, в КНР - так
называемая старомонгольская письменность на основе графики,
заимствованной у уйгуров (13 век). С 1990 в Республике Монголия
предпринимаются попытки возродить старомонгольскую письменность.
К числу
протомонгольских этносов, вероятно, относятся дун-ху, сяньби, хи и
шивэй (упоминаемые древнекитайскими источниками), которые вступали в
контакт с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами. Этноним
Монголы, возможно, топонимического происхождения, впервые
встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, мэн-гу-ли в китайских хрониках
7-10 веков. В 13 веке часть племён, обитавших на территориях
современной Республики Монголия и северо-восточного Китая,
объединилась под властью Чингисхана и подчинила себе ряд соседних
племенных союзов и государственных образований (киданей, уйгуров,
кипчаков, тангутов, меркитов, найманов и др.), положив начало
монгольской этнической общности. В 15 веке монголоязычные народы
разделились на западную и восточную группы; в 16 веке восточная
группа распалась на северную и южную. Северные Монголы, населявшие
территорию Республики Монголия с 16 века, стали называться халха
(ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные Монголы,
населявшие районы Внутренней Монголии, влились в состав монголов
КНР. Западные Монголы (ойраты) образовали в 17 - середине 18 века
Джунгарское ханство; их потомки частично вошли в состав монголов
Республики Монголия, КНР и калмыков России.
Материальная
и духовная культура всех Монголов в основном одинакова.
Традиционное занятие - кочевое скотоводство: уже много веков стадо
монгольских кочевников включает "пять видов скота" - лошади, овцы,
козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки),
обеспечивавшие Монголов всем необходимым для жилья, одежды, питания.
Традиционные
поселения: временные - круглые в плане или вытянутые с
Востока на запад; постоянные - прямоугольной планировки, делятся на
кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окружённые забором
(хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими
стенами. Жилище - разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт
войлочными кошмами; выход, как правило, обращён на юг, северная
часть юрты - для гостей, восточная - женская, западная - мужская.
Традиционная
мужская и женская одежда халатообразного покроя, летняя -
на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простёгивается с
шерстяной подкладкой. Халат (дэли) запахивается слева направо,
застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается
многометровым шёлковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные
обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом - штаны и рубаха.
Праздничную одежду шили из шёлка, она дополнялась безрукавкой.
Головные уборы отличались по форме и материалу у различных
этнических и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож,
огниво, табакерку в специальном футляре, женщины - украшения из
серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные,
вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь - сапоги (гутулы) с
загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них
вкладывался войлочный чулок.
Традиционная
пища - мясо (в основном баранина, реже говядина или
конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого,
густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце,
коптят, делaют мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в
кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста,
репа) и др. Разнообразны молочные продукты - мягкие сыры, сухой
творог, пенки, масло; напитки - чай с молоком, иногда с солью,
поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из
кобыльего, в гобийских районах - из верблюжьего молока, молочная
водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень,
лук, ягоды, изредка грибы.
Буддизм
проник к Монголам в конце 12 - начале 13 века, но в форме
школы гелугпа утвердился лишь с конца 16 - начала 17 века. К началу
20 века в Монголии действовало более 700 больших и малых монастырей,
храмов, часовен. В период социализма традиционная, в том числе
буддийская, культура страны практически была разрушена. С 1990
началось её возрождение. Вплоть до середины 20 века в некоторых
районах существовало шаманство. У Монголов богатый фольклор, в том
числе героический эпос (монгольский "Гэсэр", ойратский "Джангар"),
разнообразное музыкальное творчество (протяжные песни, горловое
пение, инструментальная музыка).
Монголы
Республики Монголия сложились в нацию, ядро которой составляют
халха. Практически слились с халха дариганга, хотогойты, сартулы,
узумчины, хорчины, чахары и другие субэтнические группы.
Консолидируются с халха проживающие в западных районах РМ и ещё
сохраняющие отличия в языке и культуре дэрбэты, баяты, захчины,
олёты, торгуты, мингаты, а также немонгольские по происхождению
хамниганы, тюркоязычные в прошлом хотоны и др. Язык халха лёг в
основу современного монгольского литературного языка. После
революции 1921 в Монголии были заложены основы тяжёлой и лёгкой
промышленности (горнодобывающей, строительной, деревообрабатывающей,
пищевой и др.), проведено кооперирование аратских хозяйств,
сопровождавшееся переходом кочевников на оседлость. Однако после
1990 начался процесс реномадизации, т.е. возврат к кочевому образу
жизни. Республика Монголия вступила на путь перехода к рыночной
экономике.
Монголы КНР
(самоназвание монгол, у китайцев мэнгу) живут в автономных районах
Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, в
провинциях Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хэбэй, Хэнань, Ганьсу,
Цинхай, Сычуань, Юньнань. Монголы сохраняют свою племенную
принадлежность. Говорят на трёх диалектах монгольского языка:
центральный (чахары, тумэты, джаруны, сунниты, оннюты, ордосцы,
хэшиктэны, хучиты, удзумчины, халха и др.), западный, или ойратский
(торгуты, олёты, дэрбэты, хошуты, хойты и др.), северо-восточный (барга,
буряты, хорчины, харчины и др.). Основное занятие: скотоводство
(овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот, козы). Развиты охота,
собирательство, ремёсла (изготовление сёдел, упряжи, украшений,
утвари), растёт роль земледелия. В городах преимущественно заняты в
промышленности. Жилище - юрта монгольского типа. Оседлые Монголы
живут в домах северокитайского типа. Одежда состоит из левополого
халата: летом матерчатого, зимой мехового, с застёжками на правом
боку, длинного пояса и штанов. Широко распространены украшения у
женщин - серебряные браслеты, кольца, коралловые или бирюзовые бусы
и др., у мужчин - поясной набор (нож, огниво и др.). Головной убор:
летом - шляпа, зимой - меховая шапка. Обувь - кожаные сапоги с
загнутым носом, украшенные цветными аппликациями. Пища носит
сезонный характер, летом преимущественно молочные продукты, в том
числе молочный чай, кумыс, зимой - мясо (баранина, говядина,
конина), лапша. Из квашеного молока гонят водку. В масле пекут
кусочки теста (борцог), крупные из тонкого теста мясные пирожки (хушур),
на пар‘у приготовляют бууз - типа открытых пельменей. Широко
используют продукты собирательства (дикий лук, чеснок, ягоды, грибы
и др.). Курят мужчины и женщины. Семья малая, моногамная. Дети, в
том числе добрачные, до недавнего времени желанны в семье. В
хозяйстве и быту широко распространены различные формы взаимопомощи.
Ранней формой религии был шаманизм, в 13-14 веках из Тибета пришёл
буддизм жёлтошапочной секты. Построены многочисленные монастыри,
служба ведётся на тибетском языке. В монастырях проводятся ежегодно
праздничные театральные мистерии цам. Развит культ гор, на перевалах
местом поклонения являются кучи камней (обо). Развит культ
Чингисхана. Среди праздников особо выделяется надом - народные
игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и
разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного
народного творчества. Развивается образование,
здравоохранение, наука, искусство.
По данным
Переписи населения 2002 года численность монголов, проживающих на
территории России, составляет 3 тысячи человек.