На главную

 

Удэгейцы

 

УДЭГЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России (численность 1902 человек). Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая численность около 2000 человек. Говорят на удэгейском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования - анимизм, шаманизм.

В этногенезе северных групп Удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных Удэгейцев - древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру Удэгейцев.

До настоящего времени Удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т.п., Удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х годах продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы Удэгейцев.

Традиционное хозяйство Удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у Удэгейцев, живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 веке) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел.

Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы - пантовый и женьшеневый.

У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т.п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь.

Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно - одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.

В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.

Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.

В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури - мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.

Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа - духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.

Шаманизм играл большую роль в жизни Удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна Удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами - дудочками, варганами - металлическими и деревянными. Танцевали Удэгейцы по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор Удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки.

Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др.

По данным  Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на территории России, составляет  2 тысячи человек.

 
Удегейцы