УЗБЕКИ,
узбек (самоназвание), сарты (устаревшее русское название), народ в
Узбекистане (численность 14 145 тыс. человек). Живут также в
Таджикистане (1198 тыс. человек), Казахстане (332 тыс. человек),
Киргизии (550 тыс. человек), Туркмении (317 тыс. человек), России
(127 тыс. человек). В Афганистане 1,78 млн., в Китае 15 тыс.
человек. Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи.
Наречия: карлукское (или карлукско-чигилеуйгурское), кыпчакское,
огузское и многочисленные переходные говоры и диалекты.
Распространены также русский и таджикский языки. Письменность на
основе русской графики. Верующие Узбеки - мусульмане-сунниты.
Этногенез
Узбеков протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных
районах. В формировании Узбеков принимали участие древние народы
Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках - согдийцы,
бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена.
Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье
около рубежа нашей эры, в связи с продвижениями кочевых племён
Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней
Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного
населения стала возрастать. В последующие века основным
этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние
ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования
этноса, впоследствии ставшего именоваться Узбеки, особенно
активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана
объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов.
Новая волна тюркских, а также монгольских племён влилась в состав
населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века.
Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура
и первых Тимуридов (2-я половина 14-15 век). Этноним Узбеки
утвердился значительно позднее, после ассимиляции в её среде
дештикыпчакских Узбеков (название кочевников Золотой Орды со времён
хана Узбека, 14 век), пришедших в конце 15-16 веке во главе с
Шейбани-ханом из степей Казахстана.
К началу 20
века в составе Узбеков выделялись три большие субэтнические группы:
сарты - древнее оседлое население оазисов; тюрки - сохранявшие
полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племён
Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и
тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана;
Узбеки - потомки дештикыпчакских племён, переход которых к оседлости
завершился лишь к началу 20 века. Первая группа численно
преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая
группа по численности значительно уступала двум другим. После
присоединения среднеазиатских ханств к России в 19 веке процесс
национальной консолидации Узбеков значительно усилился. В 1924
образовалась Узбекская ССР, с 1991 - Республика Узбекистан.
Традиционными занятиями Узбеков в оазисах были
многоотраслевое ирригационное земледелие, ремёсла и торговля. В
земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с
примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической
ирригацией. Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень,
рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох,
чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец
красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и
посудная), масличные (кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос,
персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий
орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос,
виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое
значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в
сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на
местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм
экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей
степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство,
которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы
выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе
хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а
также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и
неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён,
бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими
вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.
Скотоводство
в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское
значение; здесь держали (главным образом на стойловом содержании)
рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум
молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали
несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах
богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в
степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых шли на
вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в основном
из среды оседлого населения - Узбеков и таджиков. В предгорной и
особенно в степной зонах у полукочевых Узбеков скотоводство было
одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели
товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов
разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды
использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским
делом, а женским - ведение молочного хозяйства (заготовка масла и
сыра), обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из
них (кошмы, ковры, паласы, торбы, перемётные сумы, скатерти, попоны
и др.).
В
городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены
разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное,
ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и
др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях
ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции,
подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы
(прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).
С 1960-х
годов результаты реорганизации сельского хозяйства были
противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых
сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда
и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками
разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура
хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на
других культурах и на содержании скота, что привело к резкому
ухудшению питания населения.
Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи,
Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило
расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие
последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ
для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить
горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала
тяжело. Переселение горцев повлекло за собой и утрату их
традиционной культуры, их хозяйственных навыков. Подобно тому как
монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на других отраслях
земледелия, так примат каракулеводства (ради экспорта смушек) в
овцеводстве привёл к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец
(гиссарской, джайдари), выведенных трудом многих поколений узбекских
овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения.
На
формирование особенностей быта Узбеков оказали глубокое
воздействие общинные традиции - выработанные веками навыки
организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и
водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях
сложились квартальные общины и объединения ремесленников по
профессиям. Члены общины были связаны между собой не только
соседством, но и родственными узами. У полукочевых Узбеков,
сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму
родовой. Однако как соседской, так и "родовой" общине было
свойственно глубокое социальное расслоение. Устойчивости общинных
традиций способствовала неразделённая семья, когда, стремясь не
дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Чтобы
избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки
и притом ранние. Отношения в семье зиждились на подчинении младших
старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были
характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых
Узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и
квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла,
отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или
женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и
пользовались авторитетом.
Господствующей формой современной семьи является малая
семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы
стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно
помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший
сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья
по-прежнему считает своим достоянием и поэтому уделяет большое
внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и
традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости
от родства [кишлак, в крупных селениях и городах - квартал
(махалля)]. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной
культуры Узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье
придаётся большое значение общественному мнению.
В
жилищном строительстве используются, особенно в сёлах,
черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий
деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для
постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.
Мужская и женская одежда Узбеков состояла из рубахи, штанов
с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на
подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или
носили свободным. С конца 19 - начала 20 века распространилась
верхняя одежда в талию - камзол. Головные уборы у мужчин -
тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин -
платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову
накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса -
чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали
волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы.
Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые
надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.
В одежде
Узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за
последнее столетие - от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и
халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и
штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных
фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов
прослеживается и другой процесс - стирание локальных различий и
сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат
и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой
кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко
сочетающееся с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и
чачван. Ныне основной головной убор женщин - платок.
Пища
Узбеков состоит из растительных, молочных и мясных
продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из
пшеничной муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные
изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья,
как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным
или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными
травами. Излюбленное блюдо - плов. Большое место в питании занимают
овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток - чай, чаще
зелёный. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.
Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако
многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются
ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте
возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня
рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития
достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство,
чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и
ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в
отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.).
Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные
песни и сказки). Популярны народные театр и цирк - выступления
острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная
культура.
По данным
Переписи населения 2002 года численность узбеков, проживающих на
территории России, составляет 123 тысячи человек.