АХВАХЦЫ, ашвадо (самоназвание),
садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс.
человек) и Азербайджане (2 тыс. человек). Общая
численность около 6,5 тыс. человек. Относятся к андийским
народам, коренное население западного Дагестана.
Говорят на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта:
северный и южный, последний
включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены
также русский, аварский, азербайджанский и кумыкский языки.
Письменность на аварском языке на основе русской
графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Ахвахцы
предположительно произошли от жителей различных районов
Аварии, главным образом хунзахских аварцев. Народ ахуали,
ахвали упоминается в грузинских исторических хрониках 14 века
Северные Ахвахцы образовали Ахвахский союз общин,
Цунта-Ахвах. Южные Ахвахцы,
Ратлу-Ахвах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 века
вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 века
боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиндалами и
другими. С 15 века подвергались исламизации.
После присоединения Дагестана к России (1813) с
40-х годов приняли участие в освободительной борьбе
горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав
Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. Часть Ахвахцев в
1-й половине 18 века расселилась в Закатальском районе Азербайджана,
часть в советский период осела на Кумыкской плоскости, между Тереком
и Сулаком.
Традиционные
занятия - животноводство (главным образом
отгонное овцеводство) и пашенное террасное,
частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница,
рожь, овёс, полба, со 2-й половины 19 века - кукуруза и картофель;
бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка
овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и другие. Со 2-й
половины 19 века росла товарность производства. Ныне на Кумыкской
плоскости получили развитие полеводство,
садоводство, овощеводство.
Ахвахцы
были организованы в общины (джамааты)
воинов-скотоводов и земледельцев,
сохранялось значение патриархальных кровнородственных
объединений - тухумов. Преобладала
малая семья, встречались различные формы неразделённой
семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов
и избеганий. Поныне сохраняются
традиции семейной обрядности, почитания старших,
родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности,
гостеприимства, куначества.
Традиционные
поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки,
располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись
многоярусными каменными сторожевыми башнями. С начала 20 века и
особенно в годы коллективизации население мелких тухумных поселений
(их насчитывалось около 200) переселилось в
территориториально-соседские селения. Дома прямоугольные
каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и
открытой лоджией, украшались художественной кладкой, арочными
конструкциями, каменными рельефами, деревянной резьбой. Внутренний
двор мал либо отсутствовал. Часть хозяйственных построек выносили за
пределы усадьбы.
Традиционная
одежда общедагестанского типа. Мужская:
штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, различные
овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока.
Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская:
платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник
чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны
серебряные украшения.
Пища
мучная и мясо-молочная. Основные блюда:
лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные
похлёбки, пироги.
Отмечали
календарные и мусульманские праздники.
Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др.
передаются на аварском и ахвахском языках. Разработан
народный сельскохозяйственный календарь, развита
народная медицина.
Сохраняются
пережитки традиционных верований, связанных с
анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня,
грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отдельных водоёмов,
представлениями о злых и добрых духах.
По данным
Переписи населения 2002 года численность ахвахцев, проживающих на
территории России, составляет 6 тысяч человек.