На главную
Албанцы
АЛБАНЦЫ, шкиптар, шчиптар
(самоназвание в единственном числе, от "шчип" - "говорить понятно"),
в Италии - арбреши, в Греции - арванитес, народ, основное население
Албании. Численность в Албании 3250 тыс. человек. Живут также в
Югославии, главным образом в Косово (1985 тыс. человек), в Македонии
(500 тыс. человек), в соседних с Албанией районах Греции (80 тыс.
человек), в Италии (южные области и остров Сицилия, 130 тыс.), в
Турции (15 тыс.), Болгарии, Румынии, Украине, США (115 тыс.
человек). Общая численность свыше 5 млн. человек. Говорят на
албанском языке (отдельная группа индоевропейской семьи).
Выделяются гегийские (северные) говоры и тоскский диалект. Письменность на основе латинского
алфавита.
Албанцы
- потомки древнейшего населения Балканского полуострова. Некоторые
учёные (в том числе албанские) считают основным этническим ядром
Албанцев племена иллирийцев, другие -
фракийцев. На культуру и язык Албанцев наложили отпечаток
римское господство (2 век до нашей эры - 4 век нашей эры),
славянская колонизация 6-7 веков, влияние Византии, включение части
этнической территории в государства болгар и сербов, борьба за
влияние между католической и православной церквами. С 11 века
происходило постепенное слияние отдельных территориальных групп и
образование более крупных общностей. Этноним "Албанцы" ("арберы")
стал распространяться на всех обитателей Албании. В 15 веке начала
складываться социально-экономическая и политическая общность.
Господство
Османской империи (конец 15 века - 1912) вызвало интенсивную
эмиграцию Албанцев (в различные области Османской империи, в Италию,
Россию и др.). Нарушились хозяйственные связи между албанскими
областями, консервировались примитивные традиции в быту и хозяйстве,
углублялись диалектные различия. В 17-18 веках вследствие жестокой
дискриминации христианского населения большинство
Албанцев перешло в ислам. В горных районах,
сохранявших относительную самостоятельность и элементы родо-племенных отношений, население продолжало
придерживаться православия (на юге) и католицизма
(на севере). Этноним "арберы" был постепенно заменён новым -
"шкиптар" (или "шчиптар", "штиптар"), по которому отличались
говорящие понятно ("шчип") от завоевателей, говорящих на турецком
языке. Потомки эмигрантов в Италии сохранили вариант средневекового
этнонима "арбреши". Во 2-й половине 18 - начале 19 века
сформировались две главные группы Албанцев:
тоски (область Тоскэрия на юге) и геги
(область Гегэрия на севере).
С середине
19 века усиливались процессы этнической консолидации,
росло национальное самосознание Албанцев. В конце 19 века сложился
современный литературный язык (на основе тоскского диалекта). С
конца 19 века происходила эмиграция Албанцев в Египет, Америку
(главным образом в США и Аргентину), Австралию.
Национально-освободительная борьба Албанцев против турецкого ига
(независимость Албании провозглашена в 1912), затем против
итальянских и германских оккупантов (1939-44) усиливала процесс
национальной консолидации.
Традиционное
хозяйство в низменных районах - земледелие (пшеница, рис,
табак, оливы, на юго-западе цитрусовые), в горных - отгонное
скотоводство (овцы, козы). Со временем развилось
скотоводческо-земледельческое (с преобладанием кукурузы)
хозяйство. В 1950-90-х годах сложилась
аграрно-индустриальная экономика; промышленность лёгкая,
горнорудная, нефтедобывающая, деревообрабатывающая. Возникли рабочие
посёлки, городской (преобладающий) и сельский типы бытовой культуры.
Около 1/3 Албанцев живёт в городах.
Основа
традиционной пищи - кукурузный и пшеничный хлеб, у
земледельцев преобладали овощные, у скотоводов - молочные блюда.
Планировка сёл в горах - кучевая и
разбросанная; в долинах
и городах - кучевая.
По мусульманской традиции городские дома были
расположены в глубине закрытых дворов. С начала 20 века в больших
городах, а с середины 20 века повсеместно преобладает квартальная
планировка.
Традиционное
жилище Албанцев в горах - средиземноморского типа:
двухэтажные каменные дома (внизу - хлев, наверху - жилые помещения),
под крутыми крышами (из-за обильных снегопадов) из драни; в
долинах - небольшие хижины из камня, глинобитные, плетнёвые
или дощатые; преобладали двухэтажные дома, каменные или рамной
конструкции. Для Северной Албании в прошлом характерны укреплённые
каменные дома-башни (кулы). В современном
селе доминируют двухэтажные дома (оба этажа жилые) с
лоджиями, кирпичные, штукатуренные, под 4-скатными черепичными или
шиферными крышами. С 1980-х годов в городской архитектуре
- многоэтажные дома (бетон и другие современные материалы).
Для интерьера сельских и городских жилищ характерно обилие ковров,
драпировок.
Традиционная
одежда (ныне сохранилась в фольклорных вариантах) у
скотоводов - из шерстяных тканей, земледельцев - из шерстяных,
льняных, шёлковых, хлопчатобумажных. Преобладающие цвета
- белый, чёрный, красный. Украшения -
вышивка, аппликация, кружева, декоративный шнур. Исходные
элементы мужского и женского традиционного костюма - белая
рубаха прямого покроя с длинными рукавами и верхняя плечевая
распашная одежда без застёжки. Мужская "фустанелла" (подол рубахи
превратился в белую юбочку, наплечная одежда - в жилет) была почти
повсеместно распространена в 18 веке, до 20 века сохранялась на юге.
Тип "тирчи" (узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка)
распространился в 19 веке (кроме юга), частично сохраняется в горной
зоне. Мужской головной убор - белая валяная (реже
вязаная) шапочка, полусферическая или с плоским верхом.
В
женском костюме обязательны фартук (шерстяной, ярких
расцветок), обилие вышивок и серебряных украшений; головной убор
полотенчатый. Обувь - из цельных кусков сыромятной кожи. Под
влиянием турецкой культуры одежда Албанцев дополнилась шальварами,
золотошвейными украшениями.
Традиционные
виды прикладного искусства: обработка серебра (литьё,
филигрань), резьба по камню и дереву, ковроткачество (полихромный
геометрический орнамент). С 17-18 веков известна полихромная роспись
интерьеров жилых и культовых зданий (преобладают растительные
мотивы).
Сохраняются
эпические сказания, песенный и танцевальный
(хороводные танцы) фольклор, народные
музыкальные инструменты - духовые (фюэл - род свирели,
волынка), струнные (чифтели, ляхута), ударные (барабан).
Древние верования (почитание явлений
природы, особенно характерен культ солнца, растительности, воды,
гор, перевалов и т.п.) отразились в современных календарных и
семейных обрядах.
По данным
Переписи населения 2002 года численность албанцев, проживающих на
территории России, составляет 300 человек.
http://www.albaniaru.info/
- албанцы в России