АССИРИЙЦЫ, атурая, сурая
(самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы,
народ. Наиболее компактно проживают в Северном
Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс.
человек), Сирии (30 тыс. человек); общины Ассирийцев имеются в
России (10 тыс. человек), Грузии (6,2 тыс.), Армении (6,0 тыс.),
Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах.
Общая численность - 350 тыс. человек. Язык -
ассирийский (новосирийский, новоарамейский,
сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи.
Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский,
арабский, персидский, русский и другие языки. Письменность
на основе сирийского письма.
Верующие - христиане.
Ассирийцы
возводят себя к древним ассирийцам, население
Ассирийской державы (середина 2-го тысячелетия - 605 до нашей эры),
которые после её падения находились под властью различных
государств.
С 1 века
среди Ассирийцев распространяется христианство,
которое стало играть роль этноконсолидирующего фактора. В эпоху
Арабского халифата (с 7 века) достигает расцвета
ассирийская несторианская церковь: к 13 веку в
подчинении её патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии
до Китая. Ныне Ассирийцы принадлежат главным
образом к Ассирийской Церкви Востока
(несторианской), Сирийской яковитской Церкви (монофиситской)
и ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан,
вступивших (в середине 16 века) в унию с римско-католической
церковью.
Во время
завоевательных походов Тимура в конце 14 века
большая часть Ассирийцев была уничтожена вследствие отказа
принять ислам; уцелели лишь укрывшиеся в горах Курдистана.
С 16 века большинство Ассирийцев жило на территории
Османской империи. В 40-х годах 19 века был
разработан литературный ассирийский язык на основе
урмийского диалекта. В 19 веке Ассирийцы оказались
в эпицентре международных конфликтов на Ближнем Востоке,
где европейские государства и в том числе Россия пытались
использовать в своих интересах Ассирийцев и других местных христиан.
Это вызывало недовольство турецких властей и, как следствие,
репрессии и погромы. В 1-й четверти 20 века
(особенно в 1915) от рук турецких и курдских экстремистов погибло
около 500 тыс. христиан-Ассирийцев, многие были вынуждены искать
спасения в других странах.
В
России Ассирийцы впервые появились во время русско-иранской
войны 1826-28, когда российские власти разрешили (1828) поселиться в
Армении семьям активных сторонников России. Самое
значительное переселение Ассирийцев в Россию произошло
после разгрома антиосманского восстания 1914 и последовавшего за
этим геноцида Ассирийцев в 1915. В 1917 на территории России
проживало около 50 тыс. Ассирийцев. Под давлением властей многие из
них приняли православие.
В прошлом
подавляющее большинство Ассирийцев было сельскими жителями,
их основное традиционное занятие - земледелие
(главным образом пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные
культуры), были развиты садоводство и
виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране)
занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый
скот). Были развиты торговля, ремёсла
(гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в
Урмийской долине Ирана - рыболовство. В конце 19
века среди Ассирийцев российского Закавказья начал зарождаться
слой промышленных рабочих.
Ассирийцы,
переселившиеся в Россию в 1914-18, осели преимущественно в городах,
занимаясь главным образом мелкой торговлей (как
правило, выходцы из Ирана) либо (выходцы из Турции) ремонтом
и чисткой обуви. Сравнительно небольшая часть Ассирийцев,
поселившаяся в сельской местности, занималась земледелием.
Ныне среди Ассирийцев распространены различные профессии, высока
доля интеллигенции.
На
протяжении веков Ассирийцы сохраняли родо-племенную
структуру. Во главе племенных объединений стояли князья
(малики), во главе деревенских общин - старосты (ришмата).
Современные Ассирийцы сохраняют представления о традиционной
родо-племенной организации и общине. Традиционные семейные
отношения патриархальные.
Почти все
традиционные праздники христианского происхождения:
Пасха, Рождество Христово и др., дни памяти ассирийских христианских
святых (Нусардил, Мар-Шалыта, Мар-Геворгиз). Дохристианского
происхождения ассирийский Новый год, празднуемый 1 апреля.
Ассирийцы сохранили богатый сказочный фольклор.
Современная
материальная культура Ассирийцев имеет много общего с
культурой окружающих народов: жилища (особенно в городах), бытовые
орудия, домашняя утварь, одежда.
По данным Переписи населения 2002 года численность ассирийцев,
проживающих на территории России, составляет 14 тысяч человек.