БЕЛОРУСЫ,
беларусы (самоназвание), народ, основное
население Белоруссии (7904,6 тыс. человек). Живут также в
России (1206,2 тыс. человек), Литве (63,2 тыс. человек), Латвии
(119,7 тыс. человек), Эстонии (28 тыс. человек), на Украине (440
тыс. человек), в Казахстане (182,6 тыс. человек), в Польше (около
160 тыс. человек), в США (около 20 тыс.), Канаде (около 5 тыс.),
Аргентине, Австралии, Великобритании, Франции и др. Общая
численность около 10 млн. человек. Говорят
на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи;
различаются юго-западный,
северо-восточный диалекты, так
называемые полесские говоры. Распространены также русский,
польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы.
Верующие Белорусы - преимущественно
православные, около 25% - католики.
Белорусы
вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам.
Согласно наиболее распространённой концепции происхождения
Белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории
Белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси
вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в
древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о
самостоятельном пути формирования Белорусов из племенных
образований.). В 13-14 веках в эпоху политической раздробленности
западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого
княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование
Белорусов. Специфические черты Белорусов складывались на
основе региональных особенностей древне-русской
общности. Важными этнообразующими факторами были
относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского
населения, его большая численность и компактное расселение.
Большую роль играл языковый фактор.
Западный диалект древнерусского языка -
древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял
функции государственного языка, в 16 веке на нём появилось
книгопечатание.
Белорусская
этническая общность складывалась в 14-16 веках. Название
Белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь,
который в 14-16 веках применялся по отношению к Витебщине и
северо-востоку Могилевщины, а в 19 -
начале 20 века охватывал уже почти всю этническую территорию
Белорусов. В 14-16 веках западная часть будущих Минской и
Витебской губерний, Гродненщина (исключая
Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная
болотистая и лесистая равнина -
Полесьем. Форма современного названия -
Белорусы - возникла в 17 веке. В
это же время появилось название для белорусско-украинского населения
- полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины,
руськие. Как
9самоназвание этноним Белорусы получил широкое
распространение лишь после образования Белорусской ССР
(1919).
Формирование
белорусской этнической общности происходило в условиях
конфессиональных противоречий между православием и католичеством,
полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России,
к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши
(1772, 1793, 1795). К концу 17 века древне-белорусский язык был
вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном
белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи,
появились лишь в 19 - начале 20 века. Сам факт существования
Белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под
сомнение, Белорусов пытались представить частью русских или поляков.
В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и
государства самосознание Белорусов часто подменялось представлением
о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя
"католиками" или "православными", а зачастую "тутейшими", т.е.
местными. В конце 19 века усиливается процесс формирования
национального самосознания Белорусов.
При
общей однородности белорусской культуры сформировались её
региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических
районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток),
Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье
и Западное Полесье.
После
создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в
функционировании белорусского языка, выработке литературных норм.
Однако в послевоенный период его функции резко сократились, большая
часть Белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной
жизни. В 1988 в белорусских школах обучалось лишь 14% всех
школьников. Произошли серьёзные изменения не только в
языковом поведении, но и в менталитете Белорусов. Для
некоторой части Белорусов характерно безразличное отношение к
национальной культуре. В Республике Беларусь (провозглашена в 1991)
предпринимаются меры для возрождения белорусского языка и
культуры.
Традиционные
занятия Белорусов - земледелие,
животноводство, а также пчеловодство,
собирательство. Выращивали озимую
рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю,
картофель. В огородах сажали капусту, свёклу,
огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах
- яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник,
смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой
землепользования в начале 20 века было трёхполье, у
малоземельных - двухполье.
Основные
пахотные орудия - соха (полесская, или
литовская, витебская, или "перекладка", поднепровская). Использовали
также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная
борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца 19
века появились железные плуг и борона. Орудия
уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно
сушили в срубных помещениях - осетях или евнях.
Для обмолота использовали цеп, валек,
круглую колоду. Зерно
хранили в амбарах и клетях, картофель -
в истопках и погребах, склепах.
В
животноводстве большую роль играло свиноводство.
Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории
Белоруссии распространено овцеводство.
Коневодство наиболее развито на северо-востоке.
Повсеместно собирали в лесу ягоды,
грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки.
В реках и озёрах ловили рыбу.
Получили
развитие промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок,
земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление
обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и
домашней утвари из дерева. Особое значение имело
изготовление декоративно-прикладных изделий из
текстильного сырья и кожи, изделий с народной
вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись
постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться
плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.
Основные
типы поселений Белорусов - веска
(деревня), местечки, застенки
(поселения на арендованной земле), выселки,
хутора. Наибольшее распространение получили деревни.
Исторически развилось несколько форм планировки поселений:
скученная (бессистемная), линейная
(рядовая), уличная и др. Скученная форма
была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в
шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы
расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории
Белоруссии широкое распространение получила в 16-17 веках. Число
домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье).
Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень.
В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые
культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы,
медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает
уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих
сторон, торцом к дороге.
Крестьянский
двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров
(паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть).
Выделяется три основных типа планировки усадеб:
веночный - весь комплекс жилых и хозяйственных
построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны
друг с другом; погонный - жилые и хозяйственные
постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные
строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и
Гродненской областях). В послереволюционное время отпала
необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например,
помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.;
ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в
двухрядную погонную, Г-образную
и с несвязанными строениями.
Традиционное
жилище Белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных,
позднее многокамерных построек. В начале 20 века
основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с
двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой,
доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора
(клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата +
сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные
помещения. Внутренняя планировка была устойчива -
печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута
к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи
находился красный угол (кут, покуть),
почётное место в доме. Там стоял стол и находилась
икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой
стены были полати - нары. Позднее появились кровати. Около дверей
стояли небольшие лавки (услоны). На стене на кухне - полка для
посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами,
домоткаными скатертями, ручниками и
покрывалами, коврами и одеялами.
Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище
с внешней стороны. Эволюция современного жилища Белорусов
выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко
двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.
Традиционный
комплекс мужской одежды состоял из рубахи, наговиц (поясная
одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск,
подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти,
кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы
- соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой
меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В
мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки,
украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.
Женский
костюм более разнообразен, с выраженной национальной
спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с
юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с
паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории
Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах.
Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками,
туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на
рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян,
палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные,
сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными
полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки
(гарсет) - вышивкой, кружевами.
Головной
убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки.
Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали
полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество
способов их завязывать. Каждодневная
женская обувь - лапти, праздничная -
постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда
почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна
(свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной
(кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме
используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
Традиционная
кухня Белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп,
овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения
продуктов - сушка, квашение,
соление. В питании большую роль играли дикорастущие
растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др.
Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен,
проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья,
гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки
(преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда:
квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка,
галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур,
толокно.
Основу
повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже
пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с
различными добавками - картофелем, свёклой, с желудями,
мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста
пекли различные лепёшки - скавародники, праснаки, коржи; в праздники
- пироги. Традиционная еда Белорусов -
блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один
из основных продуктов питания Белорусов - овощи.
Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу,
морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья,
холодник, борщ. Со второй половины 19 века прочные позиции в питании
занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный,
отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки,
колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т.д.
Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло,
сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты
использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли
свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из
напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный,
свекольный квасы.
Обрядовая
еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха,
колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на
родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции
питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе
преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда.
Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла.
Появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык,
бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных
напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления конопля,
льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха, кулага, толокно,
мучные кисели.
В
19 веке многие крестьяне жили большими семьями -
отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых
сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев
и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце 19
века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная,
расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них
входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В
19 и даже в начале 20 века в деревне сохранялись элементы общинной
организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны.
Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых
принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали
старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.
Из
семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные
обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины);
собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад,
встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая);
послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали пасад невесты и
жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие
традиционные обряды, в сокращённом виде или
переосмысленные, сохранились и в
современной свадьбе Белорусов, многие воспроизводятся в
игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка,
угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях,
лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов -
поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.
Большим
разнообразием отличается календарный обрядовый цикл.
Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо -
ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и
щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись
Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла
величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на
лошадях, однако масленничные обряды Белорусов были менее развиты,
чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением
веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи
весны дольше всего сохранялся у Белорусов.
Национальную
специфику составляли волочебные песни, которые у Белорусов
были более распространены, чем у русских и украинцев. Они
исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые
мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй
день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического
творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил
наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни
и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок
папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др.
Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки.
Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали
праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.
В
фольклоре Белорусов представлен широкий спектр жанров -
сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры,
календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В
легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские
представления Белорусов о происхождении мира. Богато песенное
творчество Белорусов. Из музыкальных
инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка,
лира, бубен и др.
По данным Переписи населения 2002 года численность белорусов,
проживающих на территории России, составляет 815 тысяч человек.