БЕСЕРМЯНЕ, бесерман (самоназвание), народ в России
на северо-западе Удмуртии, а также в
сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926
составляла 10034 человек (в последующих переписях Бесермяне не
выделялись и включались в состав удмуртов). Живут среди удмуртского,
татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где
составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень
- 10. Язык Бесермян -
наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике
прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских
языков. Распространены русский, татарский языки. Верующие
Бесермяне - православные, сохраняются элементы
мусульманских и традиционных представлений.
Русские
летописные источники 13-15 веков фиксируют народ под названием
Бесермяне на Волге и в нижнем течении реки Камы, письменные
документы 17 века отмечают Бесермян в бассейне реки Чепцы, часто
называя их "чуваш", позднее за ними окончательно закрепляется
этноним Бесермяне. Видимо, Бесермяне - это
группа южных удмуртов, испытавшая сильное и
длительное тюркское влияние. В состав Бесермян, возможно,
влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам.
Очевидно, в Волжской Булгарии часть южноудмуртского
населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное
от удмуртского этноса и получила название "бесермян"
(возможно, восходящее к "мусульман"). Бесермяне бежали от
монголо-татар в вятские леса и оказались в бассейне
реки Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, но
сохранили свою южноудмуртскую речь.
В июне 1992
Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял
постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского
народа".
Основное
традиционное занятие Бесермян - пашенное земледелие,
они возделывали озимую рожь, ячмень, овёс, лён, коноплю; выращивали
репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло
животноводство. Занимались
бортничеством. Были распространены отхожие промыслы в
основном на сельскохозяйственные работы, извоз.
Основным
социальным институтом сельских Бесермян вплоть до 30-х
годов 20 века была соседская община. До
первой четверти 20 века у Бесермян наряду с малой семьёй
существовали большие неразделённые семьи.
Деревни
уличной планировки, располагались на возвышенности
вблизи рек. Жилище - срубная бревенчатая
изба с двускатной крышей, холодными сенями, с крытым крыльцом;
планировка близка удмуртской. Характерная надворная
постройка - двухэтажный, реже одноэтажный бревенчатый амбар
с крытой галереей.
Основа
традиционного женского костюма Бесермян - рубаха из холста
туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и
нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой на
подоле. В вышивке преобладали красные,
синие, оранжевые цвета с вкраплением зелёного,
жёлтого; чёрный служил для выделения
контура. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток,
передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые
женщины). Верхняя распашная одежда в виде халата. Характерны
нагрудные украшения, шейные, чересплечные из раковин каури, коралла,
бисера, монет; браслеты, кольца.
Девичий
головной убор - небольшая остроконечная шапочка, украшенная
раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало
невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с
длинными кистями, закрывающими лицо. Женский головной убор:
головное полотенце из тонкого белого холста; шлемообразная шапочка,
украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный
или кашемировый платок. В женской одежде Бесермян выделяются
чувашские элементы. Мужской костюм имел много
общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и
сукна.
Традиционная
пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб,
пироги и шаньги с различной начинкой, каши, супы.
Развита
обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни,
сказки, загадки. Сохраняются элементы традиционной свадебной
обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание
родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе,
вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник
плуга.
По данным Переписи населения 2002 года
численность бесермян, проживающих на территории России, составляет
3 тысячи человек.