БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназвание), хьванал (аварское, "лошадники"),
капуча (грузинское), народ в России
(8 тыс. человек). Относятся к цезским народам,
коренное население Западного Дагестана. Живут также
в Грузии (1 тыс. человек). Общая численность 9 тыс. человек.
Говорят на бежтинском языке. Распространены аварский,
русский, грузинский, цезский, гунзибский, гинухский языки.
Письменность на аварском языке на основе русской графики.
Верующие - мусульмане-сунниты.
На своей
этнической территории живут со 2-й половины 1-го тысячелетия до
нашей эры. Капучинцы ("земля Кафучи") упоминаются в арабских
географических сочинениях 10 века. Входили в состав
военно-политического союза Дидо, с 15 века
- в Анцухо-Капучинский союз конфедерации
Антль-Ратль. С 18 века союз распался на
Анцухский и Капучинский союзы сельских общин, в последнем были
объединены Бежтинцы и гунзибцы. Поддерживали тесные
экономические и военно-политические связи с Грузией,
с 16-17 веков в Грузии живёт часть Бежтинцев.
После
присоединения Дагестана к России (1813) приняли
участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни
под руководством Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской
АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время часть
Бежтинцев переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и
Сулаком.
Основные
традиционные занятия - отгонное животноводство
(главным образом овцеводство, также крупный рогатый скот,
козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь,
пшеница, полба, овёс, бобовые, чеснок, табак). В советский период
увеличились площади под зерновыми, получили развитие
садоводство, овощеводство (главным образом
на Кумыкской плоскости).
Семья
преимущественно малая, до 30-40-х годов 20 века
бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется
определенное значение патриархальных кровнородственных
объединений - тухумов. Бежтинцы
были организованы в общины-джамааты.
Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной обрядности,
обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи,
гостеприимства, куначества.
Поселения
двух типов - селение и хутор
(до 40-50-х годов 20 века). Планировка ступенчато-кучевая и
разбросанная, подступы охранялись многоярусными болевыми башнями.
Традиционное жилище - прямоугольное,
каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские,
у отдельно стоящих построек двускатные. Традиционные открытые лоджии
вытеснены крытыми галереями.
Мужская
традиционная одежда: штаны, рубаха, бешмет, черкеска,
куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги,
кожаная, войлочная обувь на деревянной подошве. До 2-й половины 19
века носили на поясе кинжал и нож. Голову брили,
оставляя усы и бороду. Женская одежда: различные
платья-рубахи, платья, длинные штаны, матерчатый пояс-повязка,
чепец-накосник чухту, платки, шали, разнообразные серебряные
украшения. Обувь такая же, как у мужчин.
Традиционная
пища мучная и мясо-молочная: различные хинкалы, лепёшки,
пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное
мясо, сыр, пироги.
Отмечаются
мусульманские и календарные праздники,
характерны увеселительные собрания, проводившиеся по
половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни,
баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. передаются на аварском и
бежтинском языках. Разработан народный сельскохозяйственный
календарь, развита народная медицина.
Сохранились обряды вызывания дождя, солнца и т.п., элементы
поклонения небу, светилам, вершинам, водоёмам, рощам и т.д., вера в
джиннов, духов-покровителей, злых духов и т.д.
По данным
Переписи населения 2002 года численность бежтинцев, проживающих на
территории России, составляет 6 тысяч человек.