БОЛГАРЫ (самоназвание),
народ, основное население Болгарии.
Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. За пределами Болгарии
живёт около 600 тыс. человек, из них 234 тыс. человек на Украине,
100 тыс. человек в США, 88 тыс. человек в Молдавии. Небольшими
группами Болгары расселены в России, Румынии, Югославии, Греции,
Турции, Венгрии и др. На территории Украины, Румынии и Югославии (Банат)
Болгары эмигрировали в основном в 18-1-й трети 19 века, в другие
страны переселялись главным образом с конца 19 века до 2-й мировой
войны. Говорят на болгарском языке славянской группы
индоевропейской семьи. Письменность на основе
кириллицы. Различаются две группы диалектов
- восточная и западная. Верующие
- в основном православные, есть
мелкие группы католиков и протестантов;
значительна группа мусульман.
Основную
роль в этногенезе Болгар сыграли славянские племена,
переселившиеся на Балканы в 6-7 веках. Другие
этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на
востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные
протоболгары (самоназвание - болгары), пришедшие в 670-е годы из
причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре
Болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в
северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской
культуры.
Истоки
болгарской государственности восходят к славянским племенным
объединениям 7 века - Славиниям у византийских авторов. Она
получила дальнейшее развитие с образованием политического
объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную
организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало
Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла
первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "Болгары" дал
название государству. С расширением границ Первого Болгарского
царства (образовано в 681) в 8-9 веках в его состав вошли новые
славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение
славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений
способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции
славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу
численного преобладания славян, но и потому, что их
хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую
основу для социально-экономического развития в условиях Балкан.
Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в
865 христианства, а также распространение в конце 9
века славянского письма. В конце 9-10 веке термин "Болгары",
означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К
этому времени процесс этногенеза Болгар и сложения народности в
основном закончился. В период Второго Болгарского царства (конец
12-14 век) культура средневековых Болгар достигла наивысшего
расцвета. В конце 14 века османское завоевание привело к деформации
социальной структуры Болгар: знать перестала существовать,
значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.
Носителем
этнической культуры до 18 века выступало в основном
крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а
также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную
этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями
исторической памяти Болгар и их культурного наследия. Борьба с
угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное
самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий
эпосы). Часть Болгар подверглась турецкой ассимиляции,
другая часть (в Родопских горах), приняв
ислам, сохранила родной язык и
культуру.
Во 2-й
половине 18-19 веке подъём производительных сил, зарождение
буржуазных отношений, новый этап в развитии культуры, формирование
литературного языка (19 век), развёртывание
национально-освободительной борьбы способствовали национальной
консолидации Болгар. После победы России над Турцией в войне
1877-1878 болгарский народ обрёл
государственность и национальную независимость. Происходило
ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре,
восприятие ею городского влияния. В условиях сильного притока в
города сельского населения и уважения к народным традициям
отмечается также частичное воздействие сельской культуры на
городскую.
Традиционные
занятия Болгар - пашенное земледелие
(зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство
(крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты
разнообразные ремёсла, в 19 веке зародилась
промышленность. Аграрное перенаселение вело к
развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых
особенно известны огородничество и строительные ремёсла.
Современные Болгары заняты в многоотраслевой промышленности
и механизированном сельском хозяйстве.
Традиционные
поселения имеют кучевую или разбросанно-кучевую
(в горах) планировку.
Распространяется уличная планировка.
Традиционное жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа
с нависанием верхних над нижними, эркерами. Конструкция стен
каркасная, заполнение - балки, плетень, сырцовый кирпич, камень,
обмазка глиняная. В Подунавье бытовали землянки. Четырёхскатная
крыша - из черепицы, соломы, каменных плит. Ядро дома
- многофункциональное помещение с очагом,
вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан.
Современное жилище строится из кирпича. Дома двух- и трёхэтажные, на
равнинах первый этаж углублён в землю (для прохлады летом и тепла
зимой). Очага нет. Помещения - холл, спальни, кухня. Декор
интерьера - тканые и вышитые изделия -
сочетается с городской меблировкой.
Женская
традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на
севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в
среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая - с
фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в
других районах туникообразная. Мужская одежда -
белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен
или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и
короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой
и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные
элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у
пожилых - сукманы, широкие пояса и др.
Этнические
традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно
тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке.
Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты,
прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).
Для
традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи;
патриархальные устои семьи ушли в прошлое.
Много
своеобразия сохраняет народная праздничная культура.
Новогодние поздравления по старому обычаю - посещение домов родных и
друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила
(символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам
Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках,
украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары
(народное название Нового года - Сурва година). Их сопровождают
шуточные персонажи: некоторые из них ("невеста") имели связь с
культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади
благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях
синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.
1 марта
Болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы -
поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их
носят весь месяц. Воскресенье на масленицу (Сырнице) - день встречи
родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва.
В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры
(восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на
следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в
другом селе. Красочность масок и костюмов создали обычаю
популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях. Трифон
Зарезан отмечается в честь покровителя виноградников (восходит к
фракийскому культу Сабазия-Диониса), Георгиев день - в честь
покровителя животноводства. Расширил сферу бытования старый обычай
выплёскивать воду под ноги при всяком начинании (выход молодожёнов,
отправление ребёнка в первый класс, открытие нового завода и др.),
чтобы дело пошло гладко, как по воде. Непременным атрибутом
торжественных встреч в общественном и семейном быту
являются хлеб, соль, красный перец
и красное вино (красное - символ здоровья), пучок дикой
герани (здравец).
Специфичны
для Болгар два гражданских праздника: День славянской
письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям
славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры;
День памяти борцов за свободу 2 июня. Широко известны праздники
юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово,
прославившемся своим фольклором.
По данным Переписи населения 2002 года
численность болгар, проживающих на территории России, составляет
32 тысячи человек.