На главную

 

Ботлихцы

 

                                                                                                               

  БОТЛИХЦЫ, буйхади (самоназвание), народ в России, коренное население Западного Дагестана, в Российской Федерации. Численность около 6 тыс. человек (в 1926 - 3,35 тыс., в переписи 1939 и всех последующих Ботлихцы включались в состав аварцев). Относятся к андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространены аварский, чеченский, русский языки. Письменность на основе русской графики. В прошлом пользовались аджамской (арабской) письменностью. Верующие - мусульмане-сунниты.

 Предположительно, с 1-го тысячелетия нашей эры Ботлихцы входили в состав политического объединения Дидо в Западном Дагестане (распалось в 14-15 веках), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой группы. Исламизированы Ботлихцы в 16 веке. К 14-15 векам относят образование союза сельских общин Технуцал на территории нынешнего Ботлихского района. С 16 века Ботлихцы попадают под влияние Аварского ханства. В 20-50-х годах 19 века Ботлихцы активно участвовали в национально-освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

 Традиционные занятия Ботлихцев - садоводство с искусственным орошением (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее вспомогательную роль животноводство - мелкий рогатый (овцы, козы) и крупный рогатый скот, в небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи, шитьё папах и обуви. Ботлихцы вели оживлённую торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом, в основном фруктами.

 Селения компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие под домами. Селения разделены на кварталы по территориальному принципу. Жители делились на 7-8 тухумов (родственные группы). На самых высоких местах ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распространены типы - двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для скота и хозяйственного инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках. Деревянные конструкции украшали резьбой. В кладке стен встречаются плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображением животных, крестами.

 Национальная одежда общедагестанского типа. Характерен женский головной убор - "рогатая чухта". В комплект мужского костюма входили рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор (кIаштIа), платки с кистями и без них.

 Традиционная пища - блюда из продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной начинкой.

 Жанры традиционного фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и этногенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Ботлихцев двуязычен (на ботлихском и на аварском языках).

По данным  Переписи населения 2002 года численность ботлихцев, проживающих на территории России, составляет  менее  ста человек.

 
Ботлихцы