БОТЛИХЦЫ, буйхади (самоназвание),
народ в России, коренное население
Западного Дагестана, в Российской Федерации. Численность
около 6 тыс. человек (в 1926 - 3,35 тыс., в переписи 1939 и всех
последующих Ботлихцы включались в состав аварцев). Относятся
к андийским народам. Говорят на ботлихском языке.
Распространены аварский, чеченский, русский языки.
Письменность на основе русской графики. В прошлом
пользовались аджамской (арабской) письменностью.
Верующие - мусульмане-сунниты.
Предположительно, с 1-го тысячелетия нашей эры Ботлихцы
входили в состав политического объединения Дидо в Западном
Дагестане (распалось в 14-15 веках), куда входили этносы
андо-цезской (дидойской) языковой группы. Исламизированы
Ботлихцы в 16 веке. К
14-15 векам относят образование союза сельских общин
Технуцал на территории нынешнего Ботлихского района. С 16
века Ботлихцы попадают под влияние Аварского ханства.
В 20-50-х годах 19 века Ботлихцы активно участвовали в
национально-освободительной борьбе горцев
Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав
Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.
Традиционные
занятия Ботлихцев - садоводство с искусственным
орошением (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий
орех), виноградарство, незначительное
террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овёс,
просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее
вспомогательную роль животноводство - мелкий рогатый (овцы,
козы) и крупный рогатый скот, в небольшом числе лошади, ослы. Сады
имели искусственное орошение. Были распространены шерстяное
прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи, шитьё
папах и обуви. Ботлихцы вели оживлённую торговлю с
Закавказьем и Северным Кавказом, в основном фруктами.
Селения
компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами,
встречаются улицы, проходящие под домами. Селения
разделены на кварталы по территориальному принципу.
Жители делились на 7-8 тухумов (родственные группы). На самых
высоких местах ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8).
Жилища - четырёхугольной,
прямоугольной и Г-образной формы.
Наиболее распространены типы - двухэтажные одно-, двух-,
трёхкамерные каменные, с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами
на втором этаже и помещением для скота и хозяйственного инвентаря
(внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках.
Деревянные конструкции украшали резьбой. В кладке стен встречаются
плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображением животных,
крестами.
Национальная
одежда общедагестанского типа. Характерен женский
головной убор - "рогатая чухта". В комплект
мужского костюма входили рубаха туникообразного покроя,
штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, папаха. Обувь
из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная.
Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию,
головной убор (кIаштIа), платки с кистями и без
них.
Традиционная
пища - блюда из продуктов земледелия и животноводства,
фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал,
пироги с творожной начинкой.
Жанры
традиционного фольклора разнообразны: сказки, легенды,
исторические и этногенетические предания, мифы, волшебные сказки,
бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы,
поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор.
Фольклор Ботлихцев двуязычен (на ботлихском и на аварском
языках).
По
данным Переписи населения 2002 года численность ботлихцев,
проживающих на территории России, составляет менее ста человек.