ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в
Российской Федерации в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов
Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины.
Общая численность (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс.
человек (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе
нахско-дагестанских языков. Родственны аварцам, в составе которых
Цезские народы учитывались в переписях населения СССР (кроме
переписи 1926). Говорят на цезских языках, имеющих много диалектов.
Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими.
Большинство свободно владеет аварским, представители среднего и
старшего поколений - грузинским языком. Письменность на
аварском языке Верующие - мусульмане-сунниты.
Впервые
упоминаются у античных авторов 1-2 веков как дидуры (дидойцы). Под
названием Дидо был известен союз сельских обществ, объединявший
многие горские народы Западного Дагестана. Бежтинцы-капучинцы
упоминаются в арабских географических сочинениях 10 века. Грузинские
хроники упоминают энзебцев (гунзибцев) и хуайнов (хваршинов). С 15
века начинается активная исламизация Цезских народов, связанная с
усилением экспансии аварских (хунзахских) ханов. С этого времени
Дидо распадается на ряд самостоятельных союзов сельских обществ.
Процесс исламизации завершился в основном к концу 18 века. В
середине 1940-х годов значительное число семей Цезских народов было
принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В
1957-58 им было разрешено вернуться на исконные места.
Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в
военно-политические союзы сельских общин ("вольные общества").
Высшим законодательным органом общины был сход мужчин (с 15-летнего
возраста). Исполнительная и судебная власть находилась в руках
старейшин. Традиционные виды хозяйства - отгонное скотоводство,
главным образом овцеводство, земледелие, ремёсла и промыслы. Со 2-й
половины 19 века растёт товарное производство. В последние
десятилетия 20 века появились новые отрасли хозяйства (садоводство и
др.).
Преобладала
малая семья. Неразделённые братские семьи сохранялись эпизодически в
силу экономической целесообразности. Большое значение имели
кровнородственные союзы семей - тухумы. В джамаате могло быть от 2-3
до 7-8 тухумов (часто родственных между собой). Главы тухумов (чаще
всего они же старейшины общины) представляли интересы своего тухума
перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал поддержку своим членам,
давал им рекомендации и наставления, в его пределах был
предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях господствовали
патриархальные отношения.
Селения
располагались по склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую
планировку. Доступ в селение, как правило, был возможен лишь по
одной тропе. В селениях строились многоэтажные каменные боевые башни
с бойницами. Наружу постройки были обращены глухими стенами с
бойницами. Чаще всего в центре селения располагалась мечеть. В
селениях было по нескольку годеканов - мест сбора и проведения
досуга взрослых мужчин. Главный годекан обычно находился у мечети.
Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верхних этажей часто строились
из досок или плетёнки, обмазанной глиной.
Мужская одежда однотипна с одеждой других народов
Дагестана: овчинные папахи, шубы, бурка, бешмет, черкеска, штаны с
зауженными штанинами, на вздёржке, туникообразная рубаха без
воротника, с длинными рукавами без манжет. Обязательным атрибутом
мужского костюма был кинжал. Самый распространённый тип обуви -
вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной подошвой и
загнутыми носками.
Женщины носили рубахи (туникообразного покроя или отрезные
по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, скроенные из двух
полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. Непременным
головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту: небольшой
мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся по
спине до пояса.
Основными продуктами питания были мука, крупы, толокно,
сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и сушёные
фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, несколько
разновидностей хинкалов; из муки и круп готовили каши; мясо
потреблялось чаще всего варёным, с хинкалом, иногда жареным;
готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом,
зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день
встречи зимы и др. - отмечались спортивными состязаниями,
разведением костров, процессиями ряженых и др. Сохранялись
домусульманские представления, вера в чертей, джиннов, ведьм,
домовых и др. Литература и фольклор - на аварском и родном языках.
По данным
Переписи населения 2002 года численность цезов, проживающих на
территории России, составляет 15 тысяч человек.