ЧАМАЛАЛЫ,
чамалали, чамалади, чама-ига (самоназвание - "сухая курага"), народ
в Российской Федерации. Живут в Дагестане (Цумадинский район, 7,2
тыс. человек) и Чечне (2,1 тыс. человек). Общая численность около
9,5 тыс. человек. Переписи населения СССР включали Чамалалов в
состав аварцев. Говорят на чамалальском языке нахско-дагестанской
семьи. Диалекты - гакваринский и гигатлинский.
Распространены аварский, русский, частично чеченский языки.
Преподавание в школах на аварском языке. Верующие -
мусульмане-сунниты, шафииты.
Традиционные занятия - земледелие и скотоводство.
Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу. В животноводстве преобладало
отгонное овцеводство. Развиты садоводство (яблони, груши, сливы,
абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине реки
Андийское Койсу). Ремёсла - сукноделие, производство войлока,
паласов, медной посуды, деревянной утвари, обработка серебра,
кузнечное, обработка шкур, кожи. Было развито отходничество в Чечню,
города и хлебные районы Дагестана. Современные занятия -
животноводство, пахотное земледелие, огородничество, садоводство,
частично пчеловодство, ремёсла.
Преобладает малая семья. Предпочитают кузенные браки.
Существуют патрилинейные родственные группы-тухумы.
Поселения кучевые, ступенчатые, окружённые сторожевыми
башнями. Каждое селение состояло из 5-12 кварталов, первоначально -
тухумных поселений. Каждый квартал имел свою мечеть, в центре
селения находилась пятничная мечеть (джума). Общиной управляли
выборные старшины из влиятельных тухумов. За годы советской власти
селения расширились. Новая часть селений имеет разбросанную
планировку.
Дома
каменные, одно-, двух- и трёхэтажные, квадратные в плане, со входом
с улицы, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности
жителей и рельефа местности. Крыши домов глинобитные, плоские, полы
каменные или глинобитные. В последнее время появились дома с
четырёхскатными или двускатными крышами из шифера или кровельного
железа, с деревянными полами, полутораэтажные - с высоким,
углублённым в землю цоколем-кладовой.
Традиционная
мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески,
овчинных шуб различных типов, безрукавок и курток, войлочной бурки.
Головным убором служила овчинная папаха конической формы.
Традиционная обувь - чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока,
вязаные шерстяные носки. Женская одежда состояла из рубахи, тёмного
платья, подпоясанного длинным матерчатым поясом яркой расцветки,
штанов, овчинной шубы. Головным убором служила чухто - чепец,
закрывающий голову, и пришитый к нему мешочек для волос, свисающий
на спину. Поверх чухто носили платок из домотканого сукна.
Украшением мужчин служили пояс, кинжал, газыри, женщин - налобная
цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чухто, кольца, серьги,
шейные цепочки, подвески, бусы, медные и серебряные монеты.
Ежедневная
пища - хинкал с мясом и чесноком. Хлеб преимущественно пресный.
Чамалалы создали богатый песенный и танцевальный фольклор.
Песни исполняются на аварском языке. Основные музыкальные
инструменты - пандур (струнный инструмент со струнами из кишок
животных), зурна (род дудки), бубен. Из календарных обрядов основной
- праздник первой борозды. Сохранились вера в духов гор, народная
демонология, культ святых, предков. Были распространены знахарство,
гадания, обряды вызова дождя, солнца, различные виды магии.
По данным
Переписи населения 2002 года численность чамалалов, проживающих на
территории России, составляет 100 человек.