ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ
группы адыгов в Российской Федерации. Численность 50,8 тыс. человек,
в том числе в Карачаево-Черкесии - 40,2 тыс. человек. В прошлом
предков современных Черкесов соседние народы называли "кабардинцы",
"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Ближнего Востока,
куда переселились во 2-й половине 19 века. Здесь под названием
"Черкесы" часто объединяются выходцы из адыгов и других народов
Северного и Западного Кавказа, эмигрировавших после присоединения
Кавказа к России.
Язык
кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской
группы северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.
Название
"Черкесы", вероятно, восходит к "керкет", как называли
древнегреческие авторы одну из групп адыгского населения
северо-восточного побережья Чёрного моря. Современная Черкесия была
заселена адыгами в 5-7 веках. В 12-13 веках часть адыгов
переселилась на Терек, основав здесь княжества Большая и Малая
Кабарда, власть которых распространялась и на Черкесию. В конце 18 -
начале 19 века происходило массовое переселение кабардинцев в
Черкесию.
Другим
основным компонентом в формировании современных Черкесов были
бесленеевцы. Первые сведения о них в русских документах относятся к
16 веку. В 16-18 веках они были известны как бесленейцы, беслинцы,
бесленейские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей,
Бесленейские кабаки.
В 1922
образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на
Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ, с 1928 - АО; в 1957
они были вновь объединены), в 1991 преобразована в республику.
Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы,
лошади, крупный рогатый скот; до принятия мусульманства разводили
также свиней). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской
породы.
Традиционное
ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих
продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т.п.
Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге
Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было
кузнечное ремесло, оружейное дело.
Черкесы были объединены в независимые сельские общины,
имевшие свои органы самоуправления (в основном - из зажиточных
общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались
общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных
собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены
которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи
кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная
семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100
человек, преобладала до 18 века. Семейные общины частично начали
возрождаться в конце 19 века. Брак был строго экзогамным. Брачные
запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на
потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и
сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через
уплату калыма.
Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется
2-й половиной 19 века. В 19 - начале 20 века было основано 12 аулов,
в 20-х годах 20 века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые
помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело
плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной,
двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой,
глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в
семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой
комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или
отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали
открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали
перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также
делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму.
Современные Черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.
Традиционный мужской костюм - черкеска, бешмет, штаны,
меховая шапка с суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -
чувяки, ноговицы, у богатых - красные сафьянные сапоги, шитые
золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального
костюма и появляются в нём по праздникам.
Женская одежда в самом полном варианте сложилась в 19 веке.
Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из
шёлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного
цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье
подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из
тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным
галуном, серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи,
вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от её возраста
и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой
головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого
ребёнка) носили "золотую шапочку" с высоким твёрдым околышем,
украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх
накидывался тонкий шёлковый платок; после рождения ребёнка женщина
совершенно закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались
сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью.
Современные черкешенки носят национальные платья только по
праздникам.
Летом питаются преимущественно молочными продуктами и
овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее
популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с
калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также
дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа.
Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом,
заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих
птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варёными,
обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью.
После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного -
кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по
большим праздникам готовят бузу. По праздникам делают халву (из
поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки.
В
фольклоре центральное место занимают сказания на
общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и
исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые
и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - скрипка,
бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), различные бубны, на
которых играли руками и палочками. В конце 18 века у русских была
заимствована гармоника, на ней играют главным образом женщины, на
остальных инструментах - мужчины.
В 14-15
веках Черкесы считались христианами. Христианство проникло сюда из
Византии и Грузии в 10-12 веках. В 14 веке сюда стал проникать
ислам. Окончательно исламизированы Черкесы к 18 веку, но следы
христианства сохранялись в Черкесии вплоть до 20 века. Черкесы
поклонялись многим древним божествам - богу плодородия Тхагаледжу,
покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, крупного рогатого
скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды - ЗейкIуэтхэ, богу
молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу.
По данным
Переписи населения 2002 года численность черкесов, проживающих на
территории России, составляет 61 тысячу человек.