ЧУКЧИ, лыгъо равэтлъан (самоназвание -
"настоящие люди"), народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек),
коренное население Чукотского АО (11,9 тыс. человек), живут также на
севере Корякского АО (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском районе
Якутии (1,3 тыс. человек). Говорят на чукотском языке
чукотско-камчатской семьи. Распространён также русский язык
(свободно владеют 61,3% Чукчей, считают родным - 28,3%).
Чукчи
подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов
(самоназвание чаучу - "оленный человек") и приморских - оседлых
охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"),
живущих совместно с эскимосами.
Предки
Чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних районах
Чукотки. Они занимались охотой на северного оленя, вели сравнительно
оседлый образ жизни. В начале 1-го тысячелетия часть племён
продвинулась на морское побережье, где частично ассимилировала
эскимосов, а частично восприняла их образ жизни и культуру.
Оленеводство сложилось у тундровых Чукчей, по-видимому, под влиянием
коряков незадолго до появления русских. Первые упоминания Чукчей в
русских документах - с 40-х годов 17 века. Поселения "пеших" Чукчей
- оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими
между мысом Дежнёва и заливом Креста и далее на юге в низовьях
Анадыря и реки Канчалан. Численность Чукчей в конце 17 века
составляла около 8-9 тыс. человек. К концу 18 века территория Чукчей
простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до
кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Расширение
территории обитания Чукчей сопровождалось окончательным выделением
территориальных групп Чукчей: колымской, анюйской, или малоанюйской,
чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской,
колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние Чукчи), туманской,
или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские Чукчи) и др. В
1897 численность Чукчей составляла 11751 человек. В 1930 был
образован Чукотский национальный округ, с 1977 - автономный округ.
Основное
занятие тундровых Чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко
выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей
в упряжке. Стада отличались сравнительно крупными размерами, олени
были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада
держали в укрытых от ветра местах, перекочёвывая по несколько раз за
зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и
дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.
Основное
занятие береговых Чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной -
на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей
охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали
движениям животного. На моржа охотились группами по несколько
байдар. Традиционное охотничье оружие - гарпун с поплавком, копьё,
ремённая сеть, со 2-й половины 19 века распространилось
огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли
тюленей на большой скорости с нарт.
Рыболовство
кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна было слабо развито. Рыбу
ловили сачком, удой, сетями, летом - с байдар, зимой - в проруби.
Лосося заготавливали впрок. До настоящего времени сохранилась охота
на птиц с помощью "бола" - метательного орудия из нескольких верёвок
с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц
пользовались также дротиками с метательной дощечкой,
петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети
занимались также сбором съедобных растений.
Традиционные
ремёсла - выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи
у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба и
гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей
кожи, вышивка оленьим волосом. В 20 веке развилась сюжетная
гравировка по кости и моржовому клыку. Центром косторезного
искусства стала мастерская в селе Уэлен (создана в 1931).
Большинство
современных Чукчей сохраняют традиционные занятия в рамках
оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в
животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере
обслуживания, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут
в оседлых посёлках; укрупнены поселения приморских Чукчей.
Для
общественного строя Чукчей к началу контактов с русскими было
характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие
имущественной дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в
частной собственности, пастбища и промысловые угодья - в общинной.
Основной социальной единицей тундровых Чукчей было стойбище из 3-4
родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не
связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники
с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью.
Приморские Чукчи объединялись по несколько семей в байдарную общину
(этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Чукчей
существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные
общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие
знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 века было
известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая
патриархальная, к концу 19 века - малая патрилокальная. Существовали
элементы группового брака ("переменный брак"), отработки за невесту,
у богатых - многожёнство.
Основное жилище - разборный цилиндро-конический
шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых Чукчей и моржовых - у
приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга
разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков,
растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной
или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу.
Яранга приморских Чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием
дымового отверстия. До конца 19 века у приморских Чукчей сохранялась
полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран - "дом из
челюстей кита") - на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и
землёй. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой - через
длинный коридор. Стойбища кочевых Чукчей состояли из 2-10 яранг,
были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга
главы общины. Поселения приморских Чукчей насчитывали до 20 и более
яранг, беспорядочно разбросанных.
Тундровые Чукчи передвигались на дугокопыльных нартах на
оленях, приморские - на собаках. Пользовались также ступательными
лыжами-ракетками, на Колыме - заимствованными у эвенков скользящими
лыжами. По воде передвигались в байдарах - лодках, вмещающих от
одного до 20-30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым
парусом.
Традиционная одежда - глухая, из шкур оленей и нерп.
Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную
ремнём, к которому привешивали нож, кисет и др., двойные узкие
штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских Чукчей была
распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в
основном - в дороге. Женская одежда - меховой комбинезон (керкер),
зимой двойной, летом - одинарный, меховая обувь длиной до колен.
Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица:
кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин.
Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в
две косы.
Основная пища оленных Чукчей - оленина, береговых - мясо
морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде. Во
время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих
желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира.
Приморские Чукчи заготавливали мясо крупных животных - кита, моржа,
белухи, заквашивая его в ямах (копальгын) зашитым в шкурах. Рыбу ели
сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося. Листья карликовой
ивы, щавель, корни заготавливали впрок - замораживали, квасили,
смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толчёных корней с мясом и
моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили
на тюленьем жире лепёшки. Употреблялись также морские водоросли и
моллюски.
Чукчи сохранили дохристианские верования (почитание
животных - белых медведей, китов, моржей и др., священных предметов
- амулетов, бубнов, устройства для добывания огня в виде доски
грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось
лучковое сверло; шаманизм).
Традиционные праздники были связаны с хозяйственными
циклами: у оленных Чукчей - с осенним и зимним забоем оленей,
отёлом, откочёвкой стада на летовку и возвращением с неё. Праздники
приморских Чукчей: весной - праздник байдары по случаю первого
выхода в море; летом - праздник голов по случаю окончания охоты на
тюленей; осенью - жертвоприношение морю, поздней осенью - праздник
Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной
фигуры, по окончании праздника сжигаемой.
Фольклор Чукчей включает космогонические мифы,
мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных,
похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с
мифами коряков, ительменов, эскимосов и северо-американских
индейцев: сюжет о Вороне - трикстере и демиурге - и др.
Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус),
бубен (ярар) и др. Кроме ритуальных танцев были распространены также
импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец
пичьэйнен (буквально "горлом петь"), сопровождавшийся горловым
пением и выкриками танцующих.
Письменность
с 1931 на основе латинской, с 1936 - на основе русской графики.
Чукотский язык преподаётся в школах, на нём ведутся радио- и
телепередачи, в Магадане издаётся литература. С 1990-х годов
проблемами возрождения традиционной культуры Чукчей
занимается Ассоциация народов Чукотки.
По данным
Переписи населения 2002 года численность чукчей, проживающих на
территории России, составляет 16 тысяч человек.