ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (чукотское -
"юкагир"), народ в Российской Федерации (1380 человек). Живут в
основном в Чукотском АО (944 человек). Язык, предположительно
близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском языке (кочевые
Чуванцы) и "марковском" диалекте русского языка (оседлые Чуванцы).
Верующие - православные.
В русских
источниках Чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из
юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в
бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек
Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым
оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода
русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле
чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные
роды, возглавлявшиеся "князьцами", или "тойонами". Жили в переносных
конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых
корой и дёрном. С обращением в 17-18 веках Чуванцев в христианство
процесс сближения с русскими усилился. К началу 18 века Чуванцы
насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая
численность в 1750 - 600 человек. В 1740-50-х годах чуванские и
юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период
большая группа Чуванцев переселилась в Анадырский острог, с
упразднением его в 1770 - в Гижигу. Гижигинские Чуванцы испытали
культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце 18
века военных столкновений между чукчами и русскими группы Чуванцев
вновь начали переселяться на Анадырь. К началу 19 века
сформировались две этнографические группы Чуванцев: оседлые Чуванцы
(марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших
заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и
кочевые, оленные Чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие
по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце 19 века Чуванцы
составляли одно из пяти "обществ" Анадырской округи. Говорили на
"марковском" диалекте, называя себя марковцами, анадырцами,
анадырщиками. По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177
"бродячих" Чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области -
262 оседлых Чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе - 15
человек, в Колымской округе Якутии - 32 человека. По переписи
1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые
составляли 55%. В 1920-е годы марковцев стали именовать
"камчадалами", и этноним "Чуванцы" применялся лишь к кочевым
Чуванцам. До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к
русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени
смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это,
Чуванцы сохранили устойчивое самосознание.
В 19 веке
для оседлых Чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип
хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на
переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими
старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской
крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей,
обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в
ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй
перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу
солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на
диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных
лодках-каяках, охотились с помощью "поколюг" - специальных пик.
Занимались также пушной охотой.
Кочевые Чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством.
Жили в ярангах.
Зимой
Чуванцы носили меховую одежду чукотского типа - двойную меховую
кухлянку и двойные штаны, летом - камлейку - глухую одежду с
капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани.
Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы
использовали русскую одежду.
Оседлые Чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим
мясом с приправой из кореньев - продуктов собирательства. По
праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в
больших количествах пили чай. Пища кочевых Чуванцев
состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и
опьяняющего средства Чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали
мухомор.
Духовная культура и социальные отношения оседлых Чуванцев
испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные
праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы
справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным
нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине - орудия для
рукоделия. И у оседлых, и у кочевых Чуванцев был широко
распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и
фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные
русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и
драматическая игра "Лодка", воспринятая Чуванцами от камчатских
казаков в 19 веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке
Марково.
Кочевые Чуванцы в основном сохраняют традиционные
верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники,
связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые
забоем оленей, жертвоприношениями и пр. Было развито шаманство,
распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи,
кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям.
Современные кочевые Чуванцы работают совместно с чукчами и эвенами в
оленеводческих хозяйствах ("Марковский" и др.), часть оседлых
Чуванцев в хозяйствах занимаются ловом и переработкой рыбы.
Собаководство практически исчезло. Многие из марковцев заняты в
животноводстве и огородничестве.
По данным
Переписи населения 2002 года численность чуванцев, проживающих на
территории России, составляет 1 тысячу человек.