ДАРГИНЦЫ,
дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, коренное население
Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав
кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том числе в
Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае
(32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая
численность 365 тыс. человек. Язык даргинский нахско-дагестанской
группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты - акушинский (на
его основе литературный язык), цудахарский, урахинский
(хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский,
губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Распространён русский язык. Письменность на основе русского
алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.
К 9 веку
(в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства
арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание
этнонима Даргинцы - 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19
века на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд
союзов сельских общин (в горных селениях), частично - Тарковское
шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813)
Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и
Чечни под руководством Шамиля (1834-59), активно участвовали в
антиколониальном восстании 1877. С 1921 Даргинцы в составе
Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время
часть Даргинцев переселилась на равнину.
С 16 века
складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1)
нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень,
пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство
(крупный рогатый скот); 2) среднегорный - пашенное земледелие и
отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный - отгонное (весной)
овцеводство и пашенное земледелие.
Развиты, в
основном в горных районах, домашние промыслы,
особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия),
металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные
изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука,
клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из
Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая,
деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и
женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со
2-й половины 19 века усиливается проникновение товарно-денежных
отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на
традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые
высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная
интеллигенция.
Основу
социальной организации Даргинцев составляла сельская община
- джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Б‘ольшая
часть Даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую
союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами
Сирха. Преобладающая форма семьи - малая, однако ещё в начале 20
века встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы -
патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка.
Горные
селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье
расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее
жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип
жилища в горах - двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в
предгорье - двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти
появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома
(чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными
крышами.
Мужская
традиционная одежда общедагестанского типа - рубаха, штаны,
бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная
обувь; женская - платье-рубаха, широкие или узкие
штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная
обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало,
богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.
Традиционная
пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты,
зелень, ягоды.
Развиты
народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки,
пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.).
Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность,
отражающая пережитки доисламских представлений.
По данным
Переписи населения 2002 года численность даргинцев, проживающих на
территории России, составляет 510 тысяч человек.