ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание -
"человек"), народ в Российской Федерации, коренное население
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека).
Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около
340 человек (в данных переписи часть Энцев записана ненцами и
нганасанами). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах
Красноярского края.
Язык
энецкий, диалекты - тундровый, или сомату, хантайский, и лесной, или
пэ-бай, карасинский. Распространены также русский (свободно владеют
75%, считают родным - 38% Энцев) и ненецкий языки.
В
этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на
северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы - пришельцы с
юга Сибири и среднего Притомья. В русских источниках Энцы
упоминаются с конца 15 века как молгонзеи - от названия рода
Монгкаси, или Муггади (отсюда название русского острога Мангазея). В
18 - начале 19 века упоминаются как енисейские самоеды. Энцы
делились на тундровых, или маду, сомату, хантайских самоедов, и
лесных, или пэ-бай, карасинских самоедов. В 17 веке маду кочевали
между низовьями Енисея и Таза, пэ-бай - на верхнем и среднем течении
Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка,
Курейка и Нижняя Тунгуска. Численность Энцев в конце 17 века - около
900 человек. С конца 17 века под давлением ненцев с запада и
селькупов с юга отступили на нижний Енисей и его восточные притоки.
Часть Энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и
лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце
19 века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное
побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино)
территориальных общин.
Основное
традиционное занятие - охота на северного оленя. Была
развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было
распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было
заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были
несколько отличны от ненецких. В 1930-х годах Энцы организованы в
оленеводческий и промысловые хозяйства.
Традиционное жилище - конический чум, близкий к
нганасанскому и отличавшийся от ненецкого деталями конструкции и
покрытия. В 20 веке переняли ненецкий тип чума, у долган - нартяной
чум-балок. Современные Энцы живут в основном в стационарных
посёлках.
Зимняя
мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые
штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская
парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили
комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными
украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками,
трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек
для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя
шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний -
мехом наружу. Со 2-й половины 19 века лесные Энцы и с 20 века -
тундровые восприняли ненецкую одежду.
Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом -
свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу.
До 18 века
у Энцев существовали роды (у тундровых Энцев - Малк-маду, Сазо,
Солда и др., у лесных - Ючи, Бай, Муггади). С конца 17 века в связи
с переселением на восток и разрушением традиционного родового
землепользования, они распадаются на более мелкие экзогамные группы.
До 19 века сохранялись большие семьи, многожёнство, левират, брак с
уплатой калыма. С конца 19 века основной формой социальной
организации становятся соседские общины-стойбища.
В
христианство официально обращены лесные Энцы. Сохраняются
культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает
мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички.
Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.
По данным
Переписи населения 2002 года численность энцев, проживающих на
территории России, составляет 300 человек.