ЭСКИМОСЫ,
этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс.
человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров
Гренландия - 47 тыс.) и Российской Федерации (Чукотский автономный
округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек). Общая численность 115
тыс. человек. Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две
группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом
проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик -
группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак,
или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и
юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского
полуострова.
Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го
тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки
Эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на
Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.
Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: Эскимосы
южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк,
подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности
Российско-Американской компании (конец 18 - середина 19 века);
Эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и
традиционный образ жизни; сибирские Эскимосы, включая Эскимосов
острова Святого Лаврентия и островов Диомида; Эскимосы северо-запада
Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до
американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски;
Эскимосы Макензи - смешанная группа на северном побережье Канады
вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце 14 - начале 20
века из коренных жителей и Эскимосов-нуналиит - переселенцев из
северной Аляски; медные Эскимосы, названы по орудиям из самородной
меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье
Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория;
Эскимосы-нетсилик в Северной Канаде, на побережье полуостровов Бутия
и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним
Эскимосы-иглулик - обитатели полуострова Мелвилл, северной части
острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; Эскимосы-карибу,
живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива
смешанно с другими Эскимосами; Эскимосы Баффиновой Земли в
центральной и южной частях одноименного острова; Эскимосы Квебека и
Эскимосы Лабрадора соответственно на севере - северо-востоке и
западе - юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива
Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в 19 веке
участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от
браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и
переселенцами); Эскимосы запада Гренландии - самая многочисленная
группа Эскимосов, с начала 18 века подверглись европейской (датской)
колонизации и христианизации; полярные Эскимосы - самая северная на
Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе
Гренландии; Эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже
19-20 веков) столкнулись с европейским влиянием.
На
протяжении своей истории Эскимосы создали формы культуры,
приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником,
охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и
куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи,
освещения и обогрева жилища и др. Для Эскимосов были характерны
неоформленность племенной организации, отсутствие в 19 веке родов
(кроме, по-видимому, берингоморских Эскимосов). Хотя некоторые
группы были христианизированы (18 век), Эскимосы фактически
сохраняли анимистические представления, шаманизм.
У
Эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов:
охота на крупных морских животных - моржей и китов (Эскимосы
Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски,
древнее население западной Гренландии); охота на тюленей
(северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского
Арктического архипелага); рыболовство (Эскимосы запада и юго-запада
Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (Эскимосы-карибу, часть
Эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой
(большинство Эскимосов Канады, часть Эскимосов севера Аляски). После
втягивания Эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть
их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к
товарному рыболовству. Многие работают на строительстве,
железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр.
У гренландцев и Эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и
национальная интеллигенция.
К середине
20 века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических
общности Эскимосов.
1) Эскимосы
Гренландии - см. Гренландцы. 2) Эскимосы Канады (самоназвание -
инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить
политику концентрации коренного населения и строительства крупных
посёлков. Сохраняют язык, распространены также английский и
французский языки (Эскимосы Квебека). С конца 19 века имеют
письменность на основе силлабического алфавита. 3) Эскимосы Аляски,
в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х
годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны
тенденции к национально-культурной консолидации. 4) Эскимосы
азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - "настоящие
люди"; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к
группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или
чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского
диалекта. Распространён русский язык. Расселены на побережье
Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива
Креста на западе. Основные группы: навукагмит ("науканцы"), живущие
на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит
("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения
и в поселке Уэлькаль; сиренигмит ("сиреникцы"), жители поселка
Сиреники.
Основное
традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном
моржа и тюленя. Развитая до середины 19 века добыча кита затем
сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били
на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с
отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного
оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины 19 века
распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение
пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к
чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также
рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит
натуральный обмен с оленными чукчами и американскими Эскимосами,
регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого
Лаврентия.
Основная
пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое,
квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой
служили растительная пища, морская капуста, моллюски.
Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках
(нын'лю), бытовавших до середины 19 века. В 17-18 веках под влиянием
чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих
шкур (мын'тыг'ак'). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из
камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур
на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала 19 века
сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили
неск. семей, а также проходили собрания и праздники.
Основными
средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и
ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты,
подобно чукотским, были до середины 19 века дугокопыльными и
запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта
с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый
кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое
стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или
двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары
чукотского типа на 20-30 гребцов (ан'япик).
До
конца 19 века Эскимосы носили глухую одежду - кухлянку,
сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с
чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская
одежда - двойной меховой комбинезон (к'алъывагын) такого же покроя,
как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была
глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных
тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной
подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины
голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным
значительно больше подъёма ноги в виде "пузыря". Женщины заплетали
волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или
несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около
углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин -
сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней
применялась также раскраска лица охрой и графитом.
Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика,
вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по
моржовому клыку.
У Эскимосов
преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с
отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан'ям има),
состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в
прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой
охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с
развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые
иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").
Эскимосы
верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно
почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она
изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили
на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон
(Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы
были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый
охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Был развит шаманизм.
После 1930-х годов у Эскимосов были организованы промысловые
хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать.
Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости,
песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У
современных Эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.
По данным
Переписи населения 2002 года численность эскимосов, проживающих на
территории России, составляет 19 тысяч человек.