ЭСТОНЦЫ, ээстласед
(самоназвание с середины 19 века, до этого чаще - маарахвас,
буквально - "народ своей земли"), народ, основное население Эстонии
(963 тыс. человек). Живут также в России (46,4 тыс. человек), Швеции
(25 тыс. человек), США (25 тыс. человек), Канаде (25 тыс. человек),
Австралии (6 тыс. человек) и др. Общая численность 1,1 млн. человек.
Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской подгруппы
финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: северный
(средне-северный, островной, восточный и западный говоры), южный
(мулькский, тартуский и выруский говоры) и северо-восточный
прибрежный. Литературный язык на основе северного диалекта,
письменность (с 16 века) на основе латинской графики. Верующие - в
основном лютеране, широко распространены пиетистские течения
(баптисты, адвентисты, гернгутеры). Есть православные, в основном из
субэтнической группы сету на юго-Востоке Эстонии и в Печорском
районе Псковской области.
Эстонцы сформировались в
Восточной Прибалтике на основе смешения древнего
аборигенного населения и пришедших с востока в 3-м тысячелетии до
нашей эры финно-угорских племён. Позднее они вобрали
восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
К 1-му тысячелетию нашей эры сложились основные группировки эстских
племён, к 13 веку сложились территориальные объединения-мааконды:
Уганди и Сакала на юге, Вирумаа, Ярвамаа, Харьюмаа и Рявала на
севере, Ляэнемаа и Сааремаа на западе Эстонии. С начала 13 века
началась экспансия Ливонского ордена на Юг и датчан на Север
Эстонии. К 1227 территория Эстонии была включена в земли Ливонского
ордена, в 1238-1346 северная часть Эстонии (Рявала, Харьюмаа и
Вирумаа) принадлежала Дании. Эстонцы были обращены в католичество. В
результате Ливонской войны 1558-83 территория Эстонии была поделена
между Речью Посполитой (южная часть), Швецией (северная часть) и
Данией (остров Сааремаа). К середине 17 века Эстония отошла к
Швеции. Реформация 1521, распространение богослужения и
книгопечатания, с конца 17 века - школьного обучения на эстонском
языке способствовали формированию эстонской национальной культуры. В
1632 в Дерпте создаётся университет с обучением на латинском и
шведском, позже - на немецком языке (современный Тартуский
университет).
В ходе Северной войны 1700-21
Эстония вошла в состав России. Северная Эстония образовала
Эстляндскую губернию, южная вошла в состав Лифляндской губернии. В
19 веке из-за аграрных реформ и развития капитализма усиливается
переселенческое движение эстонского крестьянства во внутренние
области России и города. Возросла численность Эстонцев в городском
населении (в 1897 63% жителей Таллина). Развивается эстонское
национальное движение. После Октябрьской революции в феврале 1918
была провозглашена независимая Эстонская республика, оккупированная
затем немцами (до ноября 1918); с конца ноября 1918 по январь 1919
на части территории Эстонии существовала провозглашённая
большевиками Эстонская советская республика. В 1940 Эстонская
республика была включена в состав СССР. В 1991 Эстония стала
независимой.
Главным занятиями
Эстонцев были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лён, бобовые),
животноводство (молочный скот, свиньи, овцы). Со 2-й половины 19
века распространяются товарное производство льна, картофеля,
молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность,
главным образом текстильная и машиностроение.
Традиционная культура
западной и северной Эстонии испытала скандинавское и
финское влияние, южная и восточная - балтское и восточно-славянское.
Древнейшие сельские
поселения - деревни кучевой и рядовой планировки, на юге -
также однодворные и разбросанные поселения. Основное традиционное
жилище - жилая рига (рехетуба) - срубная трёхкамерная постройка с
высокой соломенной крышей; центральное жилое помещение, отапливаемое
по-чёрному (рига), использовалось также для просушки снопов;
примыкающие помещения - холодная кладовая-камора (камбер) и гумно
(рехеалуне). Другие постройки усадьбы - клеть (айт), хлев (лаут),
летняя кухня (кода), баня (саун). В конце 19 века у зажиточных
крестьян число камор растёт, в них устраиваются спальни, появляются
печи с дымоходом. Иногда жильё строят отдельно, оставляя за ригой
только хозяйственное назначение. В 20 веке распространяются дома
типа коттеджей.
Традиционная женская
одежда середины 19 века - рубаха туникообразного покроя
(сярк, хаме), полосатая юбка (сеэлик, кёрт), тканый пояс, верхняя
суконная короткая кофта в талию (кампсун) или безрукавка (лийстик).
На севере распространена короткая блуза с пышными рукавами (кяйсед).
Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор
(линик), позднее - полотняный чепец (тану), на севере и западе -
убор типа кокошника (поттмютс, кабимютс). Головной убор девушек -
венец на твёрдой основе (пярг) или лента. Характерно льняное
(ылалиник, каал) или шерстяное покрывало (сыба). Праздничная одежда
украшалась серебряными фибулами - коническими (сыльг) и плоскими
(преэс), цепочками с монетами и бусами; особенно обильны нагрудные
украшения сету. Женскую одежду сету отличали русские элементы:
рубаха-долгорукавка (позднее - т.н. новгородского типа с широкими
рукавами) и глухой косоклинный сарафан (рююд, сукман). Головной убор
- полотенчатый линик, девушки носили венец русского типа (ваник).
Мужская одежда - туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота
(сярк), штаны - длинные или до колен (пюксид), жилет (вест), куртка
(ваммус), войлочная шляпа (каап). У сету была распространена русская
косоворотка. Верхняя мужская и женская одежда - кафтан, зимой шуба.
Обувь - кожаные постолы (пастлад), по праздникам - туфли у женщин,
высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки
(киндад), чулки (сукад), носки (сокид).
Основная традиционная
пища - ржаной хлеб (лейб), каши (главным образом ячменные),
похлёбки, овощи (брюква, репа, капуста, с 19 века - картофель),
рыба, простокваша, мясо (солёная и копчёная свинина, баранина,
говядина), напитки - квас (кали, таар), пиво (ылу). К праздникам
выпекали чистый ржаной или пшеничный хлеб (сепик), готовили колбасы
(на юге - кровяные, на севере - "белые", с начинкой из крупы),
студень (сюльт, яхелиха). Для юга характерен творожный сыр (сыйр).
Фольклор включает
рунические песни, на основе которых составлен национальный эпос "Калевипоэг"
(1857-61), песни, сказки. Старинные музыкальные инструменты -
каннеле (типа гуслей), деревянные трубы, козьи рожки, свирели,
волынки; в 18 веке распространяется скрипка, в 19 веке образуются
духовые оркестры, развивается хоровое искусство. В 1869 проводится
первый всеэстонский певческий праздник. Сохраняются некоторые
народные обычаи, например празднование Иванова дня с зажиганием
костров, песнями, качанием на качелях. Развито прикладное искусство
(узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев, обработка
кожи, серебра, на западе - резьба и выжигание по дереву и др.).
По данным
Переписи населения 2002 года численность эстонцев, проживающих на
территории России, составляет 28 тысяч человек.