ЭВЕНЫ,
эвен (самоназвание), устаревшее русское - ламуты ("приморские
жители", от эвенкийского ламу - "море"), народ в Российской
Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. человек),
Магаданской области (3,77 тыс. человек), Чукотском (1,34 тыс.
человек) и Корякском АО (713 человек), Камчатской области (1,49 тыс.
человек) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. человек).
Общая численность 17,2 тыс. человек. Эвенский язык относится к
тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка
говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и
западное. 52,5% Эвенов свободно владеют русским языком, 27,4%
считают его родным. Верующие - православные.
Расселение
тунгусских племён (предков Эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и
Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры.
В процессе расселения Эвены включили в себя часть юкагиров, в
последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под
влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского
языка. С началом контактов с русскими в 17 веке Эвены испытали их
сильное влияние. С 20-х годов 20 века большинство Эвенов переходит к
оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться
активная политика, направленная на возрождение языка и культуры
Эвенов.
В 1931 была
создана письменность на основе латинского, в 1936 - на основе
русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются
полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся
преподавание эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.
Традиционное
хозяйство Эвенов внутренних континентальных областей Сибири
(донрэткэн - буквально "глубинные, внутренние") - оленеводство,
охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство.
Группы Эвенов-наматкан (буквально "приморские жители") кочевали
весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью
- обратно. Безоленные Эвены на Охотском побережье (самоназвание -
мэнэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и
тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и
камчатских Эвенов распространилось коневодство, заимствованное у
якутов.
Эвенское
оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей.
Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для
верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные
нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области
- дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было
известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного
направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах -
кайсар и подклеенных мехом - мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью
оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Эвены ловили проходную
рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу,
гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть,
сети и невода стали доступны Эвенам лишь в 20-х годах 20 века. Рыбу
заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы
делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде
передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних
народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл
кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой
кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д.,
женщины - обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро
получали путём обмена у якутов, позднее - у русских.
У
Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический
чум - дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий
к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю.
Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и
входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища
(уран). Хозяйственные постройки - свайные амбары, невысокие помосты
и др.
Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные
кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда
шилась из меха, летняя - из ровдуги. Одежда украшалась бахромой,
вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими
подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными
монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор,
расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку.
Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда
вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных - якутской,
женская сохраняется более устойчиво.
Традиционная
пища Эвенов - оленина, мясо диких животных, рыба,
дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли
заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные
листья иван-чая.
У Эвенов
существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда,
Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на
территориальные подразделения во главе с выборными старостами,
представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община
объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был
распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника
отдавать часть добычи соседу.
Семья
малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство,
помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме
собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.
До 18-19
веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных
помостах.
Были
развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы,
шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания,
сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные
праздники Эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).
По данным
Переписи населения 2002 года численность эвенов, проживающих на
территории России, составляет 19 тысяч человек.