На главную

 

Горские евреи

 

 ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии - 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР - 18,5 тыс. человек. Язык - татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - иудаисты.

 Судя по языковым и косвенным историческим данным, община Горских евреев формировалась в 7-13 веках в ходе иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской империи в Азербайджан, где они перешли на язык окружающего населения - татский, и (с 11 века) далее на север - в Дагестан. Там они, видимо, ассимилировали часть хазарского населения. В средние века существовала полоса еврейских поселений на севере современного Азербайджана и юге Дагестана, между городами Дербент и Куба.

 В ходе освободительной борьбы кавказских горцев под руководством Шамиля (1834-59) жители ряда еврейских аулов были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 20-30-х годов 19 века отмечены первые контакты Горских евреев с российскими евреями-ашкеназами. С 60-70-х годов 19 века Горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (современная Махачкала). В начале 1920-х годов около 300 семей Горских евреев выехали в Палестину. В 1928-30 письменность Горских евреев была переведена с еврейского алфавита на латинскую графическую основу, в 1938 - на русскую.

 Традиционные занятия Горских евреев - земледелие и ремесло. К середине 19 века сельскими жителями были около 58% Горских евреев, а горожанами - около 42%. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.

 Основной социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - начала 1930-х годов была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.

 Поселение Горских евреев состояло, как правило, из трёх - пяти больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи. В городах Горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).

 По материальной культуре Горские евреи близки окружающим народам. Традиционные жилища каменные, в городах - дома с восточным убранством, в аулах - сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.

 От соседних народов Горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья.

 В значительной мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (хашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-Ха-Шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).

 В фольклоре Горских евреев выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма'ни), исполнявшиеся поэтом-певцом (ма'ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

По данным  Переписи населения 2002 года численность горских евреев, проживающих на территории России, составляет  3 тысячи человек.

 
Евреи Горские