ГОРСКИЕ
ЕВРЕИ, джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа
евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс.
человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии -
2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек.
Общая численность в пределах бывшего СССР - 18,5 тыс. человек. Язык
- татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены
аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на
основе русского алфавита. Верующие - иудаисты.
Судя по
языковым и косвенным историческим данным, община Горских евреев
формировалась в 7-13 веках в ходе иммиграции евреев из Северного
Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской
империи в Азербайджан, где они перешли на язык окружающего населения
- татский, и (с 11 века) далее на север - в Дагестан. Там они,
видимо, ассимилировали часть хазарского населения. В средние века
существовала полоса еврейских поселений на севере современного
Азербайджана и юге Дагестана, между городами Дербент и Куба.
В ходе
освободительной борьбы кавказских горцев под руководством Шамиля
(1834-59) жители ряда еврейских аулов были насильственно обращены в
ислам и впоследствии слились с местным населением. С 20-30-х годов
19 века отмечены первые контакты Горских евреев с российскими
евреями-ашкеназами. С 60-70-х годов 19 века Горские евреи начали
селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск),
Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (современная Махачкала). В начале
1920-х годов около 300 семей Горских евреев выехали в Палестину. В
1928-30 письменность Горских евреев была переведена с еврейского
алфавита на латинскую графическую основу, в 1938 - на русскую.
Традиционные
занятия Горских евреев - земледелие и ремесло. К середине
19 века сельскими жителями были около 58% Горских евреев, а
горожанами - около 42%. Горожане в значительной части также
занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством,
виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также
выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.
Основной
социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х -
начала 1930-х годов была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и
более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в
котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского
периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во
главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство
переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших
от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи
гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства
с представителями соседних горских народов.
Поселение
Горских евреев состояло, как правило, из трёх - пяти
больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой
или наиболее многочисленной семьи. В городах Горские евреи жили в
особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).
По
материальной культуре Горские евреи близки окружающим народам.
Традиционные жилища каменные, в городах - дома с восточным
убранством, в аулах - сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для
гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим
убранством, украшалось оружием.
От соседних
народов Горские евреи заимствовали многие языческие обряды и
поверья.
В
значительной мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев,
связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны),
потребление ритуально пригодной пищи (хашер), мацы, отмечаются
праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-Ха-Шана (Новый год), Пасха (Нисону),
Пурим (Гомуну).
В
фольклоре Горских евреев выделяются сказки (овосуна),
исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и
стихотворения-песни (ма'ни), исполнявшиеся поэтом-певцом (ма'ниху) и
передававшиеся с указанием имени автора.
По данным
Переписи населения 2002 года численность горских евреев, проживающих
на территории России, составляет 3 тысячи человек.