ФИННЫ,
суомалайсет (самоназвание), народ, основное население Финляндии
(4650 тыс. человек). Живут также в США (305 тыс. человек), Канаде
(53 тыс. человек), Швеции (310 тыс. человек), Норвегии (22 тыс.
человек), России (47,1 тыс. человек, смотри Финны-ингерманландцы) и
др. Общая численность 5430 тыс. человек. Говорят на финском языке
прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской
семьи. Диалекты подразделяются на западную и восточную группы.
Современный литературный язык основан на западных диалектах с
включением восточной лексики. Письменность на основе латинской
графики. Верующие - в основном лютеране. Широко распространены
различные пиетистские движения: гернгутеры (с 1730-х годов),
"молельщики" (с 1750-х годов), "пробудившиеся" (с 1830-х годов),
лестадианцы (с 1840-х годов), евангелисты (с 1840-х годов),
свободная церковь, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники,
мормоны, свидетели Иеговы и др. Есть небольшое число (1,5%)
православных в юго-восточных районах (и переселенцы оттуда).
Предки Финнов - прибалтийско-финские племена - проникли на
территорию современной Финляндии в 3-м тысячелетии до нашей эры и к
8 веку заселили б‘ольшую её часть, оттеснив саамское население на
север и частично ассимилировав его. Финская народность
сформировалась в процессе слияния юго-западных племён суоми (в
древнерусских летописях - сумь), хямэ (древнерусское емь), живших в
центральной части Финляндии, восточного племени саво, а также
западных (привыборгской и присайминской) групп карел (смотри
Карелы). Для восточных районов страны были характерны контакты с
Приладожьем и Верхним Поволжьем, для юго-западных - со Скандинавией
и Прибалтикой.
В 12-13
веках финские земли были завоёваны шведами. Длительное шведское
господство наложило заметный отпечаток на культуру Финнов (аграрные
отношения, общественные институты и др.). Шведское завоевание
сопровождалось насильственной христианизацией Финнов. В период
Реформации (16 век) была создана финская письменность. Тем не менее,
финский язык оставался лишь языком богослужения и бытового общения
вплоть до 2-й половины 19 века, когда получил формальное равноправие
с шведским языком. Реально оно стало осуществляться уже в
самостоятельной Финляндии. Шведский язык остаётся вторым официальным
языком Финляндии.
В 1809 -
1917 Финляндия со статусом автономного Великого княжества входила в
состав Российской империи. В декабре 1917 провозглашена
независимость Финляндии, в июле 1919 она стала республикой.
В
народной культуре Финнов проявляются различия между
Западной и Восточной Финляндией. Этнографическая граница между ними
проходит по линии современных городов Котка, Ювяскюля, далее между
Оулу и Раахе. На западе более ощутимо влияние шведской культуры. До
конца 19 века в сельском хозяйстве преобладало земледелие. На
востоке в средние века основной формой было подсечно-огневое
земледелие, на юго-западе рано сложилась паровая пашенная система; с
конца 19 века стал внедряться многопольный севооборот. В конце 19 -
начале 20 века ведущим становится молочное животноводство.
Традиционные промыслы - морские (рыболовство, охота на тюленя,
парусное мореходство), лесные (смолокурение), деревообработка (в том
числе изготовление деревянной утвари). Более 33% современных Финнов
заняты в промышленности, в сельском и лесном хозяйстве - около 9%.
Крестьянские поселения на юго-западе страны до 16-17 веков
- кучевые деревни, с 18 века, с распространением хуторского
землепользования, стала преобладать разбросанная планировка селений.
На востоке в связи с подсечно-огневой системой земледелия
преобладали мелкие поселения, нередко однодворные, деревни возникали
лишь там, где имелись большие площади земель, пригодных для
постоянной обработки. Традиционное жилище - срубный дом удлинённых
пропорций с двускатной крышей, крытой дранью. Для юга Похьянмаа с 18
века характерен двухэтажный дом. Важнейшие хозяйственные постройки -
хлев, баня (сауна), клети (на юго-западе часто двухэтажные, верхний
этаж использовался летом для сна). На юго-западе Финляндии жилой дом
и хозяйственные постройки образовывали замкнутый четырёхугольный
двор, на востоке дворы имеют свободную планировку. Жилища на западе
и востоке страны различались конструкцией печи: для запада
характерно совмещение отопительно-хлебной печи и открытого очага для
варки пищи, раннее появление дымоходов; на Востоке распространена
духовая печь, близкая к так называемой русской печи. Для интерьера
западного крестьянского дома характерны двухъярусные и раздвижные
кровати, колыбели на гнутых полозьях, многообразие форм шкафов.
Распространены полихромная роспись и резьба,
покрывавшие мебель, утварь (прялки, грабли, клещи хомутов и др.).
Жилое помещение украшали ткаными изделиями (одеяла, праздничные
покрывала, занавеси на двухъярусные кровати), ворсовыми
коврами-рюйю. На востоке долго сохранялись архаичные формы мебели -
пристенные скамьи, неподвижные кровати, подвесные люльки, настенные
полки, шкафы. Традиционное зодчество и декор востока страны оказали
большое влияние на архитектуру и искусство Финнов в период так
называемого "национального романтизма" конца 19 века.
Традиционная женская одежда - рубаха, блузы различного
покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка
или кофта, передник, у замужних женщин - льняной или шёлковый на
жёсткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили
открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда -
рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны. На востоке долго
сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди,
белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита),
полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали
карельское и северорусское влияние. Народные формы одежды рано
исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование
так называемого национального костюма происходит в конце 19 - начале
20 века, в период национального движения. Этот костюм и в наши дни
сохраняет празднично-символическую роль.
В
традиционной пище западных и восточных Финнов имелись
различия: на востоке регулярно выпекался высокий мягкий хлеб, на
западе хлеб пекли 2 раза в год в форме круглых плоских сухих лепёшек
с отверстием в середине и хранили его на жердях под потолком. На
востоке делали комковую простоквашу, на западе - тянущиеся формы
квашеного молока, изготовляли также домашний сыр. Только на востоке
выпекались закрытые пироги (в том числе рыбники) и пирожки типа
"калиток", лишь на крайнем юго-востоке было принято повседневное
потребление чая. В западных районах традиционно приготовление пива,
на востоке - солодового или хлебного кваса.
Семья малая. Большие семьи, как отцовские, так и братские,
сохранялись до 19 века на северо-западе страны в Похьянмаа, на
северо-востоке - в Кайнуу, на юго-востоке - в Карьяла, где
существовали до 20 века.
Свадебный ритуал в Западной Финляндии отличался шведскими
влияниями и заимствованиями из церковного обряда: венчание на дому,
"почётные ворота", "свадебный шест" во дворе, венчание под пологом
("химмели"), свадебная корона невесты и др. У восточных Финнов
сохранялась архаичная форма свадьбы, с трёхчастным ритуалом "уходов"
невесты из отчего дома, переезда (свадебный поезд) в дом жениха и
собственно свадьбой-хяят в его доме. Множество обрядов было
направлено на защиту невесты от злых духов (при переезде в дом
жениха ей закрывали лицо покрывалом, в повозку брали нож и др.) и
обеспечение плодородия брака.
Из
календарных праздников наиболее важны Рождество и Иванов
день (Юханнус, Миттумаарья). При проведении их сохранились различные
дохристианские обряды, например разведение костров на Иванов день.
Бытовали вера в духов-хранителей, ведьм-троллей, различные
обереговые действия и т.д.
В
фольклоре особое место занимают эпические песни рунического
размера. На основе рун, собранных в Карелии, Восточной Финляндии и
Ингерманландии, Э. Леннротом был составлен эпос "Калевала" (1835),
ставший символом национального движения Финнов.
По данным
Переписи населения 2002 года численность финнов, проживающих на
территории России, составляет 34 тысячи человек.