ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназвание), народ в России.
Численность около 3 тыс. человек. Относятся к андийским
народам, коренное население Западного Дагестана.
Говорят на годоберинском языке, имеющем
диалекты. Распространены аварский, русский языки.
Письменность на аварском языке на основе русской графики.
Верующие - мусульмане-сунниты.
К
концу 14 века часть Годоберинцев исповедовала
христианство, часть - традиционные
верования. Исламизированы Годоберинцы в 16
веке. Распространение ислама, а затем и арабской
письменности способствовали ускорению культурного развития
Годоберинцев.
После
присоединения Дагестана к России (1813) приняли
участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни
под руководством Шамиля. В 1921 вошли в
состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. По
переписи 1897 Годоберинцев насчитывалось 1172 человек, 1926 - 1512.
В феврале 1944 жители села Зибирхали были переселены в
Чечено-Ингушетию, в 1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский
район, село Теречное.
Традиционные
занятия Годоберинцев - пашенное земледелие
(пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза) и
скотоводство. Важное место занимали садоводство,
виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя
промышленность и ремёсла: ткачество,
обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство
войлока. Основные современные занятия - земледелие,
скотоводство, садоводство, подсобное - пчеловодство. Многие
Годоберинцы живут в городах, заняты в
промышленности.
Традиционные
поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно
расположенные. Центр селения - мечеть
и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы
охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как
территориально-тухумные, с 16-17 веков имели чисто территориальный
характер. Традиционное жилище из камня, дерева (в
последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в
плане, каркасно-столбовое; ныне дома современного типа.
Традиционная
одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе
мужского костюма - туникообразная рубаха, штаны, бешмет,
черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили
пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов, из
сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс женской одежды
входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор
(украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и
кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком.
В
традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр,
творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных
продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и
овощные (тыква); наиболее распространённое - хинкал с мясом и без
него, с приправой.
В
основе традиционной социальной организации -
сельская община, большое значение имели патриархальные
кровнородственные объединения - тухумы. Семья малая, счёт родства
ведётся по отцовской и по материнской линиям. Широко распространена
родственная и соседская взаимопомощь.
Похоронно-поминальная обрядность сочетает элементы домусульманских
и мусульманских обрядов.
Жанры
фольклора разнообразны - предания, легенды, сказки, песни,
пословицы, поговорки и т.п., некоторые двуязычны (передаются также
на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых
поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов.
Развита народная медицина. Сохраняются
домусульманские анимистические представления (вера в духов,
культы предков, деревьев и т.п.).
По
данным Переписи населения 2002 года численность годоберинцев,
проживающих на территории России, составляет 100 человек.