ХВАРШИНЫ, акьилько, атлилько
(самоназвание), народ группы цезских народов в Российской Федерации.
Численность 2 тыс. человек. Все переписи населения включали их в
состав аварцев. Говорят на хваршинском языке с небольшими
диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также
аварский, русский, тиндинский языки. Письменность: на основе
арабской графики с конца 18 - начала 19 века, на основе русской
графики на аварском языке - с 30-х годов 20 века. Верующие -
мусульмане-сунниты.
Живут в
Дагестане, в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района,
вдоль ущелья, образованного рекой Хваршинка, притоком реки Андийское
Койсу, в 7 поселениях (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари,
Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около 70% Хваршинов живёт на равнине -
в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.
Предполагается, что с древнейших времён до позднего средневековья
Хваршины входили в состав военно-политического союза Дидо.
Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди). К
началу 19 века отделились, образовав Хваршинский союз сельских
обществ (общество Хварши). После реформ 60-х годов 19 века вошли в
состав Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в
Веденский район Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные
селения, часть переехала в равнинные районы Дагестана.
Основное
занятие Хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом -
овцеводство. Существовало богарное плужное земледелие на склонах
гор. Пахотное орудие - древнейший горский плуг - баруц. Сеяли
ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из технических культур выращивали
лён-кудряш, из овощных - тыкву, морковь. Промыслы - производство
сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов, вязание шерстяных
носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели,
кухонной утвари, долблёных бочек и ульев. Получили развитие
пчеловодство, бортничество и охота. В связи с тем, что существуют
проблемы занятости мужского населения, Хваршины уезжают на сезонные
работы в другие районы Дагестана (в основном в ногайские степи для
сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур). В
послевоеннные годы получило развитие садоводство.
Селения
Хваршинов представляли собой общины-джамаат, управлявшиеся сельским
сходом, старейшинами, духовным главой (дибир), исполнителями,
глашатаем, с 60-х годов 19 века - старшиной. Семьи, имевшие общего
предка по мужской линии, составляли тухум, предпочтительно
эндогамный, были связаны взаимопомощью. Семья - малая. Существовали
левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай умыкания в
различных разновидностях (уводом, прикосновением, снятием платка с
головы и т.п.). Большую роль играли гостеприимство, куначество,
обычаи взаимопомощи и кровной мести.
Сёла
Хваршинов располагались на естественно укреплённых местах.
На подступах к селу Хварши сохранились четыре сторожевые башни.
Жилища - прямоугольные, в осном двухэтажные, каменные, с турлучными
внутренними стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый
этаж - хлев, второй - жилой, имевший жилую и "нарядную" комнаты,
крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла крыша
нижерасположенного дома. К дому примыкали деревянные пристройки
(бокьис гIачIнаба) для хранения продуктов.
Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного
бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных
шуб (къочора), овчинные куртки (кIойту хабачи), войлочные накидки
(бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным убором
служили белые или чёрные овчинные папахи нескольких типов:
конусообразные, цилиндрич., с начала 20 века - в виде перевёрнутой
трапеции с белым суконным дном. Наиболее распространённой обувью
были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простёганной подошвой и
усечённым носком, орнамент - мелкий тёмный рисунок по белому полю.
Бытовали также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной
кожи (хъурхель), чувяки (мугуры), кожаные полусапожки (уйлятIу), а
также обувь с деревянной подошвой и кожаным верхом без задников
(хъваркинеба). Украшением костюма служил кожаный ремень с
серебряными бляшками, на котором справа висели пистолет (тапанча) и
серебряная коробочка (гъутугъ) с нутряным жиром для смазывания рук,
слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную
печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из
чёрного войлока. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые
мужчины - небольшие бороды.
Одним из основных элементов женского костюма было
платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми
вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С конца 19 века
молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки -
отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех
видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный
трёхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались
спереди или сбоку. Зимой носили овчинные шубы: хуну (напоминало
туникообразное платье, но было распашным и подвязывалось красным
кушаком) и кIалакIач (шуба-накидка с ложными рукавами, ‘уже и короче
мужской). Вторым основным элементом женской одежды были штаны -
прямые и очень широкие за счёт квадратного клина в верхней части.
Штаны стягивались на бёдрах узким гашником, связанным из шерстяных
ниток; концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно
украшался тремя полосками грубого шёлка зелёного, красного и чёрного
цветов. В тёплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли
в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и
платок. Первый вид чухту - чепец, сшитый из однотонной яркой материи
в сборку на лбу, с кожаной планочкой на темени для удержания
височных колец в виде спирали из серебряной проволоки. Удлинённая
часть сзади не зашивалась, а свисала как фата. У молодых женщин с 19
века имело распространение чухту-накосник с чепцом из материала
тёмных тонов, по низу отделанный широкой красной полосой. Поверх
чухту носили квадратный платок (4х4 м) из сукна (позже - из бязи).
Женская обувь отличалась от мужской только декором и длиной голенищ.
В конце 19 века получили распространение сафьяновые сапожки с
трапециевидным невысоким каблуком. Низ голенища отделывался цветной
шёлковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами.
Девочкам
заплетали волосы в несколько косичек, девушки - в две косы, взрослые
женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли только
чуб.
Украшением
для женщин служили серебряные монеты (ими обшивали ворот, подол и
рукава платья), нагрудник "титино". Носили также пластинчатые
ожерелья, браслеты, серьги, кольца, деревянные, коралловые и
янтарные бусы.
Для шитья
одежды до 19 века использовали в основном местные материалы (сукно,
овчину, войлок); с 19 века проникли из России дешёвые фабричные
ткани.
Пища
мучная и мясо-молочная: основные блюда - хинкал,
дискообразной формы диаметром 10-12 см, пресные чуреки, комки
густого теста-гуд из толокна (муки из жареного ячменя), сдобный
хлеб, молочные, мясные и зелёные супы, пироги с творогом, зеленью,
мясом и др., вареники и курзе с такой же начинкой. Были
распространены густые компоты из лесных фруктов и ягод, травяные
отвары, злаковые хмельные напитки.
Помимо мусульманских праздников праздновались также самый
короткий день года (День безделья), праздник середины зимы (в начале
февраля), первой борозды, окончания сбора урожая и др. Проводились
обряды вызывания дождя и солнца. Устное народное творчество
двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки,
песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках.
Издавна почти в каждом селении были образованные люди, которые
свободно владели арабским языком.
Сохранились
домусульманские верования, связанные с тотемизмом, культом предков,
обожествлением объектов природы и её сил, демонологические
представления.
По данным
Переписи населения 2002 года численность хваршинов, проживающих на
территории России, составляет 100 человек.