ИНГУШИ,
галгаи (самоназвание), народ в России (215,1 тыс. человек), в том
числе в Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Северной Осетии (32,8
тыс.) и др. Более мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс.
человек), Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Общая
численность более 237 тыс. человек. Вместе с чеченцами (общее
самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного
Кавказа. Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы
северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Верующие -
мусульмане-сунниты.
В горах
Ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское
(отсюда самоназвание Ингуши), Цоринское, Джейраховское и
Мецхальское. Переселение на равнину начинается в 16-17 веках. Одним
из главных направлений ингушской миграции с гор являлись Тарская
долина и другие земли по реке Камбилеевке. Здесь не позднее конца 17
века расположилось село Онгушт (отсюда название Ингуши), ныне село
Тарское Пригородного района Северной Осетии. Особенно интенсивным
стал миграционный процесс в 19 веке. В 1810 Ингушетия вошла в состав
России. В 1817 местное население было переселено из большей части
Сунженского района в Назрань.
В 1924 в
составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в городе Владикавказе
размещался её административный центр, в 1934 она объединена с
Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. В
1944 Ингуши вместе с чеченцами были насильственно депортированы в
Среднюю Азию и Казахстан, республика упразднена. В 1957
Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою
территорию, при этом Пригородный район, составляющий около половины
территории плоскостной Ингушетии, остался в составе
Северо-Осетинской Республики, что служит источником конфликта
Ингушей с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апреле
1991 закона "О реабилитации репрессированных народов" и
самопровозглашение независимости Чечни в ноябре 1991 вызвали
движение за создание самостоятельной Ингушской республики
(образована в 1992 в составе Российской Федерации). В результате
вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию
въехало около 100 тыс. Ингушей.
В
хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало
альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с
земледелием (ячмень, овёс, пшеница), на равнине ведущей культурой
являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в 20 веке
стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и
мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности
Ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы
и святилища, наземные склеповые гробницы). Были развиты ювелирное,
оружейное, кузнечное, гончарное ремёсла, сукноделие, обработка
камня, дерева, кожи.
Традиционные
башенные поселения в горах располагались на склонах или в
глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10
м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в
пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились
замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили
крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище -
хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором
помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на
террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая
(гостевая комната). Современные дома - преимущественно кирпичные с
черепичной или железной крышей.
Традиционная
одежда Ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха
навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём,
прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила
распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда -
овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной
формы, войлочные шляпы. В 20-е годы 20 века появились фуражки,
несколько позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи.
Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным
воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные
уборы - платки и шали.
Традиционная
пища Ингушей - в основном мясо-молочная и растительная.
Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки,
пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной
бульон, молочные продукты (специфический "даты-кодор" - творог с
топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и
рыболовства.
Сохранялись
фамильно-патронимическая организация, кровная месть, композиции,
куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При
преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особенно в
горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп.
Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и
для современных Ингушей.
Традиционные
верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ
святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся
развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение
имели народная медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й
половине 19 века, распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с
16-18 веков, в горной - с 19 века.
В
фольклоре Ингушей заметное место занимает нартский
героический эпос. Устное народное творчество: героические,
исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания,
пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В
прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление
войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом
(оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
По данным
Переписи населения 2002 года численность ингушей, проживающих на
территории России, составляет 412 тысяч человек.