ИЖОРЦЫ,
ижора, карьяляйн, изури (самоназвание), народ в России (около 450
человек, преимущественно на северо-западе Ленинградской области) и в
Эстонии (306 человек). Общая численность - 820 человек.
Говорят на ижорском языке финно-угорской группы уральской
семьи, который имеет 4 диалекта: сойкинский (на Сойкинском
полуострове), нижнелужский, характеризующийся наличием водского
субстрата, восточный, или хеваский (в Ломоносовском районе), и
оредежский, на котором, в отличие от остальных, не сказалось
воздействие финского языка. Диалект Ижорцев, живших на Карельском
перешейке, остался неизвестным. Попытки в 1930-е годы создать
письменный язык (на латинском алфавите) были неудачны. Верующие -
православные.
Предполагается, что Ижорцы, выделившиеся в конце 1-го - начале 2-го
тысячелетия из южнокарельских племён (см. Карелы), заняли южную
часть Карельского перешейка и земли по берегам рек Невы и Ижоры.
Отсюда они в 11-12 веках продолжали постепенно продвигаться на
запад, до берегов рек Луги и Нарвы. Ижорцы расселялись чересполосно
с водью и славянами. В письменных источниках Ижорцы (ингры, ингарос)
и Ижорская земля (Ингариа, Ингардия) упоминаются с 13 века.
Территория расселения Ижорцев вошла, вероятно, в состав Новгородской
республики, что определило воздействие на Ижорцев славянской
культуры. Ижорцы были обращены в православие. В середине 19 века
Ижорцев насчитывалось 17 тыс. человек, в 1926 - 16,1 тыс. человек.
Основную
роль в сокращении численности Ижорцев сыграли ассимиляционные
процессы. Этническое самосознание и разговорный ижорский язык
устойчиво сохранялись на северо-западе Ингрии (Кингисеппский район),
в то время как в Центральной Ингрии (Ломоносовский район) язык
сохранился лишь в нескольких деревнях по реке Коваши. Ижорцы, жившие
на Карельском перешейке, растворились к 20 веку среди местного
населения, в поселениях на реке Оредеже в середине 20 века лишь
несколько человек помнило ижорский язык.
Традиционные
занятия - земледелие, рыболовство, в том числе морское,
лесные промыслы. В 19 веке были развиты отходничество,
посредническая торговля, ремёсла (деревообделочное, гончарное).
Традиционная
материальная культура близка русской (постройки, орудия
земледелия, рыболовства). Преобладали рядовые и кучевые поселения.
Сохранялись архаичные формы конструкции крыш на накладных
стропилах-курицах, соломенные кровли, курные печи. Старинная
П-образная связь построек сменилась двухрядной и однорядной. Жилище
состояло из двух изб (пертти) и сеней (эукши), у бедноты было
двухкамерным (изба и сени); богат был внешний декор.
До середины
19 века этническая специфика сохранялась в женской одежде:
в восточных районах Ингрии Ижорцы носили рубаху (рятсиня) с коротким
отрезным оплечьем, поверх - одежду из двух полотнищ на лямках, одно
на правом, другое на левом боку. Верхнее (аануа) закрывало весь
корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем -
хурсткусет. Западные Ижорцы (по реке Луге) носили поверх рубахи
несшитую юбку (хурстут). У восточных Ижорцев бытовал длинный,
спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор - сапано, у
западных - типа русской сороки. Украшения одежды -
тканый и вышитый орнамент, бисер, раковины каури. В конце 19 века
старые формы одежды вытеснены русским сарафаном.
Этническое
своеобразие сохранялось до 20 века в семейной (свадьба, похороны) и
календарной обрядности - например, особый женский (так называемый
бабий) праздник. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего
очага, хозяина риги, бани и т.д.), духов земли, воды и т.д.,
почитание священных рощ, деревьев, источников и камней. Развит
фольклор, обрядовая (свадебные и похоронные плачи-причитания) и
эпическая поэзия, в том числе руны о Куллерво, частью вошедшие в
Калевалу.
По данным
Переписи населения 2002 года численность ижорцев, проживающих на
территории России, составляет 400 человек.