КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназвание), народ в России
(численность 386 тыс. человек), коренное население
Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в
Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая
численность в пределах бывшего СССР - около 391 тыс. человек. Живут
и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной
Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской
группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского
алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты, моздокские Кабардинцы - в
основном христиане-православные.
Вместе с
адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки
Кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным
населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в 1-6
веках как зихи, в 13-19 веках как черкесы. В середине 1-го
тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13-15
веках наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье,
завершившееся образованием Кабарды - самостоятельной политической
единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 верховный
князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под
свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией
Кабарда отошла к России.
В 16-18
веках существовала данническая зависимость части соседних осетин,
чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских
князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания,
тайные мужские союзы.
В 1921 в
составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 - объединённая
Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую
АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно
депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957
Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991
Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете
и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992
Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении
играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).
Традиционные
занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство,
главным образом коневодство (всемирную известность получила
кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское -
кузнечное, оружейное, ювелирное, женское - сукновальное, войлочное,
золотошвейное.
Планировка
поселений до середины 19 века кучевая, затем уличная. У князей,
дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом
(двор) для гостей - кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы,
с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и
каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй
половине 19 века.
Традиционный
мужской костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и
кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний - бурка,
овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда - шаровары,
туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье,
серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка,
сафьяновые чувяки.
Традиционная
пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина,
курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена
сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным
блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток -
махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.
По крайней
мере до 19 века преобладала большая семья. Затем получила
распространение малая семья, но её жизненный уклад остался
патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и
женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании
между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими
родственниками другого. Существовала соседско-общинная и
фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией,
соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к 19 веку
была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было
широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство,
имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также
куначество.
Современный
быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много
традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие
национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно
в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в
застолье.
Большое
внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права,
нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ
хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту
элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы
седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних
народов.
В духовной
культуре начиная с 15 века возрастало влияние ислама, который всё
более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры
и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и
подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью
шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат
фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др.
Традиционные изобразительные мотивы - стилизованные элементы
животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.
У
Кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к
этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано
общество "Хаса" ("Народное собрание"). Установлены связи с
одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная
черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского
мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.
По данным
Переписи населения 2002 года численность кабардинцев, проживающих на
территории России, составляет 520 тысяч человек.