КАЛМЫКИ,
хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина,
буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам;
есть и другие версии; в русских официальных документах этноним
Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали
пользоваться сами Калмыки), народ в России. Численность 166 тыс.
человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также
в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях,
Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в
США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии,
Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177
тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы
алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита,
ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой,
письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты
(ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.
Предки
Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века
локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея;
постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских
тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство
дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в
ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест
для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило
полное согласие.
Процесс
вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для
кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму.
Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими
территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с
ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам,
численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс.
человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы.
Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное
сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели
определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в
Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным
расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России
в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых
этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и
проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и
у зарубежных Калмыков.
В 1771
часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со
стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около
125 тыс. Калмыков. Б'ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое
ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую
губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись
каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В
годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были
разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно
Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и
после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США,
Франции и других странах Европы.
В 1920 была
образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В
1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири,
Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её
следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и
черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была
восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние
места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём
суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг
Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.
Основу традиционной экономики составляло кочевое
скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы,
верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков
Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах
Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й
четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому
земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли
рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу,
табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20
века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на
Сарпинской низменности.
Развиты
художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы
на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка
металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей,
курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по
коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных
Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное
скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и
промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции.
Развивается многоотраслевая промышленность.
Традиционное
поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с
точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга
загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили
общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили
патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились
хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили
свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились
стационарные посёлки с линейной планировкой.
Известны
три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и
полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально
она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во
время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка"
сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из
сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой
крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились
строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах,
кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают
типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны
2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые
многоэтажные дома.
Мужская
одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные
сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками
для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с
безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое
значение придавалось женским вышитым и мужским наборным
металлическим поясам, служившим показателем знатности и
благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и
женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д.
Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище
Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские
украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра,
кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в
левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль
амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и
девушек - одна, у женщин - две.
Основа
питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом,
приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой
посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа
воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь);
лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности
барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки,
кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из
коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком,
маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный
орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру
кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и
украинцев оладьи и баранки.
Семьи
Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой
большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более
детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей.
Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.
Основные
жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания,
изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар",
исполняемый сказителями-джангарчи.
Ещё в 13
веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его
северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией
монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты
поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх
школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века
стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале,
Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому
духовенству царское правительство проводило политику ограничения его
численности, но вместе с тем организовывало репрессии против
сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма,
культа огня и домашнего очага.
К 1917 в
Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные
академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась
депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века
началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся
молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у
Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения
термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для
буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт
возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала",
посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности.
Одновременно возрождаются национальные праздники
Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и
традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей
детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.
По данным
Переписи населения 2002 года численность калмыков, проживающих на
территории России, составляет 174 тысячи человек.