КАРАИМЫ,
народ. Живут в городах Украины (в Крыму - 1404 человек), в Литве
(289 человек) и в России, преимущественно в Москве и Петербурге (680
человек). Общая численность в странах бывшего СССР 2602 человек
(1989). Небольшие группы Караимов в Польше и Франции; наибольшее
число (около 25 тыс.) сосредоточилось к середине 1980-х годов в
Израиле. Говорят на караимском языке тюркской
группы алтайской семьи, диалекты: крымский, тракайский (северный),
галичский (южный). Религия Караимов - караимизм, основанный на
Ветхом Завете.
Этноним
Караимы (иврит, буквально "читающие") восходит к возникшей в начале
8 века в Багдаде еврейской секте, доктрина которой основана на
признании единственного источника веры Библии и отрицании
раввинистическо-талмудической традиции. В 13 веке в Крыму поселилось
значительное число Караимов, главным образом из Византийской
империи. В столице крымских ханов Солхате (современный Старый Крым)
община Караимов существовала в 14 веке. С происхождением общины
Караимов в городе Чуфут-Кале (который Караимы именовали "Еврейская
скала") связано много легенд (в 19 веке население Чуфут-Кале
состояло в основном из Караимов). Согласно караимским преданиям,
литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал
пленников, среди которых было несколько караимских семей. Они были
поселены в Троках (Тракай, около Вильнюса), в Луцке, Галиче, около
Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по другим городам
Литвы, Волыни, Подолии. Во время еврейского погрома 1648 на Украине
б'ольшая часть Караимов разделила участь евреев-раввинистов, и (до
конца 18 века) административные власти различных стран, как правило,
не проводили различий между общинами Караимов и еврейскими общинами.
В 1495 Караимов изгоняли из Литвы.
С
включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Российской империи
положение Караимов изменилось. В 1795 Екатерина II освободила
Караимов (число которых достигло в России 2400 человек) от уплаты
двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила
приобретать земельную собственность. Караимы были земледельцами,
владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями. В
1837 в Таврической губернии Караимы получили права религиозного
самоуправления (подобно крымскому мусульманскому духовенству).
Резиденцией гахама (хахама, главы караимского духовенства) была
Евпатория, здесь находилась караимская типография. В 1863 Караимы
были полностью уравнены в правах с жителями России.
После
1917 часть крымских Караимов эмигрировала из России в
Польшу, Францию, Германию, Турцию. Число крымских и
польско-литовских Караимов уменьшилось в результате ассимиляции. В
1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в
СССР (преимущественно в Крыму) около 10 тыс. и 2 тыс.- в основном в
Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке.
После 2-й мировой войны процесс ассимиляции Караимов в России
продолжался. Если в 1897 общая численность Караимов в России
составляла 12,9 тыс. человек, то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6
тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караимский язык в
качестве родного). В 1989 - 10,3% Караимы указали родным караимский
язык (в пределах бывшего Союза - 19,3%).
По данным
Переписи населения 2002 года численность караимов, проживающих на
территории России, составляет 400 человек.