На главную

 

Караимы

 

КАРАИМЫ, народ. Живут в городах Украины (в Крыму - 1404 человек), в Литве (289 человек) и в России, преимущественно в Москве и Петербурге (680 человек). Общая численность в странах бывшего СССР 2602 человек (1989). Небольшие группы Караимов в Польше и Франции; наибольшее число (около 25 тыс.) сосредоточилось к середине 1980-х годов в Израиле. Говорят на караимском языке тюркской группы алтайской семьи, диалекты: крымский, тракайский (северный), галичский (южный). Религия Караимов - караимизм, основанный на Ветхом Завете.

 Этноним Караимы (иврит, буквально "читающие") восходит к возникшей в начале 8 века в Багдаде еврейской секте, доктрина которой основана на признании единственного источника веры Библии и отрицании раввинистическо-талмудической традиции. В 13 веке в Крыму поселилось значительное число Караимов, главным образом из Византийской империи. В столице крымских ханов Солхате (современный Старый Крым) община Караимов существовала в 14 веке. С происхождением общины Караимов в городе Чуфут-Кале (который Караимы именовали "Еврейская скала") связано много легенд (в 19 веке население Чуфут-Кале состояло в основном из Караимов). Согласно караимским преданиям, литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди которых было несколько караимских семей. Они были поселены в Троках (Тракай, около Вильнюса), в Луцке, Галиче, около Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по другим городам Литвы, Волыни, Подолии. Во время еврейского погрома 1648 на Украине б'ольшая часть Караимов разделила участь евреев-раввинистов, и (до конца 18 века) административные власти различных стран, как правило, не проводили различий между общинами Караимов и еврейскими общинами. В 1495 Караимов изгоняли из Литвы.

 С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Российской империи положение Караимов изменилось. В 1795 Екатерина II освободила Караимов (число которых достигло в России 2400 человек) от уплаты двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила приобретать земельную собственность. Караимы были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями. В 1837 в Таврической губернии Караимы получили права религиозного самоуправления (подобно крымскому мусульманскому духовенству). Резиденцией гахама (хахама, главы караимского духовенства) была Евпатория, здесь находилась караимская типография. В 1863 Караимы были полностью уравнены в правах с жителями России.

 После 1917 часть крымских Караимов эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию, Турцию. Число крымских и польско-литовских Караимов уменьшилось в результате ассимиляции. В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преимущественно в Крыму) около 10 тыс. и 2 тыс.- в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. После 2-й мировой войны процесс ассимиляции Караимов в России продолжался. Если в 1897 общая численность Караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караимский язык в качестве родного). В 1989 - 10,3% Караимы указали родным караимский язык (в пределах бывшего Союза - 19,3%).

По данным  Переписи населения 2002 года численность караимов, проживающих на территории России, составляет  400 человек.

 
Караимы