КАРАТИНЦЫ, самоназвание), народ в Российской
Федерации (6,4 тыс. человек). Относятся к андийским народам,
коренное население Западного Дагестана. Говорят на каратинском
языке. Распространён также аварский язык, часть населения говорит
по-кумыкски. Письменность на основе русской графики (с конца 17 -
начала 18 века до 30-х годов 20 века на основе арабской графики).
Верующие - мусульмане-сунниты. На севере и северо-западе Каратинцы
граничат с аварцами и ботлихцами, на западе с хваршинами, на юге с
ахвахцами, на юго-западе с аварцами.
В местных
(дагестанских) исторических хрониках Каратинцы упоминаются как союз
сельских общин с начала 17 века. Согласно Гюлистанскому мирному
договору 1813, территория Дагестана отошла к России. В
освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством
Шамиля Каратинцы включились с 30-х годов. К 40-м годам 19 века союз
Каратинцев - один из самых значительных опорных пунктов движения
Шамиля. После окончания войны Каратинцы вошли в состав Каратинского
наибства Андийского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР,
с 1991 Республика Дагестан.
Основные
занятия - отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили
преимущественно аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской
породы, ослов. На небольших террасных, во многих случаях орошаемых
участках выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, бобы,
с 19 века кукурузу и картофель. Развиты были ремёсла: обработка
шерсти, металла, дерева, камня. Основные современные занятия
Каратинцев - скотоводство (главным образом отгонное овцеводство) и
пашенное земледелие (полеводство) - в горах, на своей этнической
территории; также садоводство, овощеводство, животноводство (коровы,
овцы) на плоскости, у переселенцев. Развито отходничество.
До 20-х -
30-х годов 20 века сохранялось значение патриархальных
кровнородственных объединений - тухумов. Традиционно преобладала
малая семья, вплоть до 1930-х годов в силу хозяйственной
целесообразности бытовали формы неразделённой семьи. Сохранялась
хозяйственная солидарность близких родственников, каковыми считались
родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сёстры отца
(преимущественно), матери и их дети.
До
начала 20 века в хозяйственных отношениях устойчивый
характер сохранял патриархальный уклад. Традиционно общество
представляло собой независимый союз сельских общин - джамаатов,
основное социальное ядро которых составляли свободные
скотоводы-земледельцы-воины.
Характерны
два типа поселений: селение и хутор. Хуторов было немного.
Планировка селений ступенчато-кучевая. Располагали селение так,
чтобы подход к нему был возможен только с одной стороны, как правило
- по узкой тропе. Постройки внешнего ряда селения располагались
впритык друг к другу и снабжались бойницами. Подступы к селению и
наиболее уязвимые места укреплялись каменными трёх-четырёхъярусными
боевыми башнями.
Наиболее
типичное жилище - прямоугольное в плане двухэтажное
каменно-саманное или каменное строение с хозяйственными службами на
первом и жильём на втором этажах. Широко применялись арочные
конструкции, декоративная кладка ("ёлочкой", "лесенкой" и др.),
кладка из полированного камня, применялось декорирование каменными
рельефами (солярные знаки, знаки-обереги в виде спиралей,
лабиринтов, сложной арабской вязи и др.). Распространена резьба по
дереву.
Традиционная
одежда общедагестанского типа. Мужская: туникообразная
рубаха; штаны с узкими штанинами, без карманов и ширинки, на
вздёржке; бешмет, черкеска, тип войлочной куртки, бурка; различные
овчинные шубы и папахи; обувь из сыромятной кожи, из местных сортов
хрома, войлочная, деревянная. На поясе носили кинжал, нож. Женская
одежда: различные платья-рубахи, отрезные по талии и распашные
платья; пояс-повязка; чепец-накосник чухту; одна-две разновидности
меховых шуб; платки, шали; такая же, как и у мужчин, обувь (за
исключением сапог и ноговиц). Женщины носили серебряные украшения.
Традиционная
пища Каратинцев - мучная и мясомолочная. Основные блюда:
разновидности хинкала, лепёшки, кислый и пресный хлеб, тесто
толокна, каши, похлёбки, сыр, масло, колбасы, пироги типа чуду (с
зеленью, творогом, мясом) и др.
В
современном быту сохраняются многие элементы традиционной культуры
(почитание старших, свадебные и семейные обряды, обычаи
гостеприимства и др.).
Сохранились
элементы традиционной мифологии, связанные с культами
природы, её объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов -
носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов, домовых и др.
По данным
Переписи населения 2002 года численность каратинцев, проживающих на
территории России, составляет 6 тысяч человек.