КЕТЫ,
кет (самоназвание - "человек"), кето (неправильное местное), остяки,
енисейские остяки, енисейцы (устаревшее), народ в России.
Численность 1084 человека. Живут в среднем и нижнем течении Енисея
дисперсными группами (в Красноярском крае - 994 человек, в
Туруханском и Байкитском районах). Говорят на кетском языке
енисейской группы палеоазиатской семьи. Диалекты (возможно,
отдельные языки): имбатский, сымский (югский). Разрабатывается
письменность на основе русской графики.
Предки
современных Кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на
юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной
Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей
эры) они вступали в контакты с тюрко-, самодийско- и угроязычным
населением. В результате миграций (возможно, несколько волн)
произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп. В
начале 17 века известны три родовые локальные группы - земшаки в
низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в
бассейне Елогуя. В дальнейшем с продвижением отдельных семей на
север образовались смешанные территориальные группы. В некоторых из
них соседями Кетов были селькупы и эвенки. Контакты с русскими с
начала 17 века. С этого же времени распространялось православие, не
затронувшее народные верования и культы.
В
традиционной культуре Кетов сочетались элементы культуры
пеших рыболовов и охотников таёжной зоны (землянка, способы
заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы
земли, промысловых животных и рыб и др.) и южносибирских и
центральноазиатских кочевников (чум, халатообразная одежда,
кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое
рыболовство, охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и
боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных
отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.).
Заимствованное во 2-й половине 17-18 века у самодийцев (ненцев,
энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов,
часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались
безоленными. Домашними занятиями мужчин были обработка дерева,
кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки
и др.) славились на Енисейском Севере, были предметом обмена.
Женщины выделывали шкуры (животных, птиц и рыб) и бересту,
изготовляли из них одежду, предметы утвари.
Традиционное
жилище - конический чум с остовом из шестов и берестяными
покрышками, а также землянка с каркасом из наклонных брёвен.
Хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы.
Первые срубные дома у Кетов появились в начале 20 века.
Перекочёвывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим
угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом.
Широко бытовали долблёнки-однодеревки. На зимнем промысле
пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося,
широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).
Национальная
одежда (мужская и женская): суконный халат и стёганый халат
на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из
одной оленьей шкуры). Нижняя одежда и летняя обувь изготовлялись из
ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ.
При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном
и меховую обувь.
Пища
- варёная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались
заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо.
Пищу готовили на костре, пресные лепёшки выпекали из муки в золе
костра или глинобитной печи. Летом рацион питания Кетов пополнялся
ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.
Характерны
дуально-экзогамное деление, патрилинейный счёт родства, особая роль
кровнородственных связей в производственной жизни, распределении
добычи, использовании и наследовании угодий. С конца 18 века Кеты
объединялись в управы (волости), внутри которых жили отдельными
стойбищами из нескольких семей.
Сохранялись
традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе
ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога
Есь ("небо", "бог") олицетворялись небо и связанные с ним явления
природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла
Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался
в образе хозяйки перелётных птиц Томэм. Существовали культы огня,
духов - семейных охранителей, духов - хозяев отдельных мест и
промысловых животных. Охота на медведя сопровождалась циклом
обрядовых действий ("медвежий праздник").
Шаманство
у Кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов
было лечение и предсказания. Среди мифологических и фольклорных
сюжетов распространены космогонические: о происхождении мира и
человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в
каменный хребет на восточном берегу Енисея; о богатыре Бальнэ.
Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных
зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам,
обманывающей людей, и др. Популярностью пользовались загадки и
песни-импровизации. Распространённым музыкальным инструментом был
варган (из кости или дерева). Традиционное изобразительное искусство
- вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву,
орнаментация бересты, меховая аппликация и др.
В бывшем
СССР организация посёлков с переводом на оседлость и др. привели к
сокращению роли Кетов в охоте и рыболовстве; утрачено оленеводство.
17,8% Кетов - городские жители. В среде интеллигенции растёт интерес
к своему прошлому, национальной культуре. Восстановлено прерванное в
30-е годы 20 века преподавание кетского языка в школах. Созданы
букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по
организации сельских музеев и культурных центров.
По данным
Переписи населения 2002 года численность кетов, проживающих на
территории России, составляет 2 тысячи человек.