На главную

 

Кеты

 

КЕТЫ, кет (самоназвание - "человек"), кето (неправильное местное), остяки, енисейские остяки, енисейцы (устаревшее), народ в России. Численность 1084 человека. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами (в Красноярском крае - 994 человек, в Туруханском и Байкитском районах). Говорят на кетском языке енисейской группы палеоазиатской семьи. Диалекты (возможно, отдельные языки): имбатский, сымский (югский). Разрабатывается письменность на основе русской графики.

 Предки современных Кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они вступали в контакты с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В результате миграций (возможно, несколько волн) произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп. В начале 17 века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя. В дальнейшем с продвижением отдельных семей на север образовались смешанные территориальные группы. В некоторых из них соседями Кетов были селькупы и эвенки. Контакты с русскими с начала 17 века. С этого же времени распространялось православие, не затронувшее народные верования и культы.

 В традиционной культуре Кетов сочетались элементы культуры пеших рыболовов и охотников таёжной зоны (землянка, способы заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли, промысловых животных и рыб и др.) и южносибирских и центральноазиатских кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.).

 Заимствованное во 2-й половине 17-18 века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными. Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере, были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (животных, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.

 Традиционное жилище - конический чум с остовом из шестов и берестяными покрышками, а также землянка с каркасом из наклонных брёвен. Хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у Кетов появились в начале 20 века. Перекочёвывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долблёнки-однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).

 Национальная одежда (мужская и женская): суконный халат и стёганый халат на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижняя одежда и летняя обувь изготовлялись из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.

 Пища - варёная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пищу готовили на костре, пресные лепёшки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания Кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.

 Характерны дуально-экзогамное деление, патрилинейный счёт родства, особая роль кровнородственных связей в производственной жизни, распределении добычи, использовании и наследовании угодий. С конца 18 века Кеты объединялись в управы (волости), внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей.

 Сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь ("небо", "бог") олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелётных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев отдельных мест и промысловых животных. Охота на медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий праздник").

 Шаманство у Кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказания. Среди мифологических и фольклорных сюжетов распространены космогонические: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея; о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и др. Популярностью пользовались загадки и песни-импровизации. Распространённым музыкальным инструментом был варган (из кости или дерева). Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

 В бывшем СССР организация посёлков с переводом на оседлость и др. привели к сокращению роли Кетов в охоте и рыболовстве; утрачено оленеводство. 17,8% Кетов - городские жители. В среде интеллигенции растёт интерес к своему прошлому, национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы 20 века преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

По данным  Переписи населения 2002 года численность кетов, проживающих на территории России, составляет  2 тысячи человек.

 
Кеты