КОМИ-ПЕРМЯКИ, народ в России. Численность 147,3 тыс.
человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4
тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР
152,1 тыс. человек. До 20 века их называли пермяками. Термин "пермь"
("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых
имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за
рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь.
Основная часть Коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого
автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами
округа исторически сложились две компактные группы Коми-пермяков -
язьвинские и зюздинские Коми-пермяки, получившие своё название по
месту расселения. Язьвинские Коми-пермяки живут в Пермской области в
бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их
насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские
Коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне
Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким
автономным округом. В 50-х годах 20 века их насчитывалось свыше 7
тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся
на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке
финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия:
северное - косинско - камское, южное - иньвенское, верхнекамское и
коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе.
Б‘ольшая часть верующих Коми-пермяков - православные, есть
старообрядцы.
В русских
источниках первое упоминание о Перми относится к концу 12 века
(1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области,
граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского"
Епифания Премудрого (конец 14 века). Известно также, что в 15 веке у
прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с
князем. В 1472 земли Коми-пермяков были присоединены к Московскому
государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный
округ в составе Пермской области. За пределами административных
границ округа оказались язьвинские и зюздинские Коми-пермяки.
Традиционные
занятия Коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство,
охота и рыболовство. Б‘ольшая часть пашни отводилась под зерновые
культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна.
Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным
образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей,
уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы -
грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в 19 - 1-й
половине 20 века были распространены прядение и ткачество. Сырьём
служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть
Коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной
промышленности.
Традиционные
поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило,
небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались
хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как
правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа
встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при
сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная
планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности
возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от
традиционных поселений Коми-пермяков. Традиционное жилище
Коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных
деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и
центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных
распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у
Коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой
стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены
в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.
Традиционная
женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с
прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и
круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас)
из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском
с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук
(запон).
Традиционные
женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном,
обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных
районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым
мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице
самшуру и кокошник покрывали платком.
Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян).
Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол
украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту
пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её
узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей
в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки,
позднее фуражки.
Верхняя
одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур
(кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более
тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани
домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из
овчин.
Традиционная
обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и
берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными
шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой
подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили
валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным
голенищем.
Основа
традиционной пищи Коми-пермяков - хлеб из ячменной или
ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды,
пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу
употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще
всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали
сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые
сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня Коми-пермяков
включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги,
пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены
кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп,
различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом
различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с
рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые
готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например,
непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются
традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель,
овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем
коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на
травах.
Праздники
Коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в
основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число
верующих среди Коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в
последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих
православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти
20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни
ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного
населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В
настоящее время среди Коми-пермяков наблюдается активизация
общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной
культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция,
усилиями которой было создано общество "Югэр".
По данным
Переписи населения 2002 года численность коми-пермяков, проживающих
на территории России, составляет 125 тысяч человек.