КОРЯКИ (единого самоназвания не имели;
групповые самоназвания: чавчыв, чав'чу, "оленевод"; нымылгын,
"местный житель"; нымылг - аремку, "кочующий житель" и др.), народ в
России - 9 тыс. человек, коренное население Корякского автономного
округа Камчатской области (7 тыс.), живут также в Чукотском
автономном округе и в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области.
Основные этнографические группы: Коряки береговые, оседлые
(нымыланы), Коряки оленные, кочевые (чавчувены). Говорят на
корякском языке чукотско-камчатской семьи. Письменность на русской
графической основе. Часть верующих Коряков - православные. Бытуют
традиционные верования: шаманизм, промысловые культы и пр.
Первые
упоминания о Коряках в русских документах относятся к 30-40-м годам
17 века, тогда же впервые появляется и этноним "коряки". Существует
предположение, что он восходит к корякскому слову хора ("олень").
Коряки
разделялись на две большие хозяйственно-культурные группы:
береговые - рыболовы и охотники на морского зверя и тундровые -
оленеводы. Традиционные занятия Коряков - оленеводство, рыболовство,
морской зверобойный промысел. Оленеводством занимались чавчувены и
большинство алюторцев. Традиционное хозяйство береговых Коряков
комплексно. В хозяйственном комплексе оседлых Коряков рыболовство
занимало ведущее место. Рыбный промысел наиболее развит был у
карагинцев, алюторцев и паланцев. Рыболовство преимущественно
речное, прибрежное. Морским зверобойным промыслом в Охотском и
Беринговом морях занимались все группы оседлых Коряков и
оленеводы-алюторцы. Был развит пушной промысел (охота на соболя,
лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку). Собирательство особенно
было распространено у оседлых Коряков (съедобные моллюски, яйца
диких птиц, ягоды, орехи, ивовую кору, морскую капусту, дикий
щавель, сарану, кипрей, борщевик и другие растительные и животные
продукты).
Из
традиционных домашних промыслов известны обработка дерева,
кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности Корякам
было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления
оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и
гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и
горного барана Коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки,
развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для
оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры,
наконечники копий использовались ещё в начале 20 века, а скребки для
выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные
отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную
направленность Корякского автономного округа.
Основной
экономической единицей всех групп Коряков в 19 - начале 20
века была большая патриархальная семья. Известно многожёнство, хотя
в конце 19 века оно не имело широкого распространения. Браки
заключались внутри одной локальной группы. Брачная система Коряков
исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала
отработка за жену. Соблюдался обычай левирата и сорората.
Существовало строгое половое разделение труда.
Единственным
типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из
нескольких жилищ-яранг. Яранга имела каркасный остов из жердей,
который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым
мехом, мездрой внутрь. У оседлых Коряков преобладала полуземлянка с
воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В
центре жилища - очаг. Входили в землянку зимой через дымовое
отверстие. С середины 18 века стали появляться срубные жилища.
Традиционная
зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов,
капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу,
верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в
длину достигали щиколоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким
голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно
делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые
чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую
рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды
входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон
которой заменял головной убор. Летняя одежда Коряков имела тот же
покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым
мехом, собачьих шкур, покупных тканей.
Основная
пища оленеводов - оленье мясо в основном в варёном виде.
Вяленое мясо шло на приготовление ритуального блюда - толкуши (мясо
растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным
мясом питались в дороге. Все оленные группы Коряков заготавливали
юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Рыба, мясо и жир
морских животных составляли основную пищу оседлых Коряков. Большая
часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо
морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялись
продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В
качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор.
С конца 19 века всё большее распространение стали получать покупные
продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.
Народное
декоративно-прикладное искусство Коряков представлено
художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и
изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское).
На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде
широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический,
реже - растительный. Часто вышиваются реалистические фигурки зверей,
сценки из их жизни. Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные
фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья,
табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и
рисунками.
Традиционное
мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь
окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила.
Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам,
мысам, утёсам). Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют
культовые предметы - аняпели (особые камни для гадания, священные
доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением,
амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.).
Существовал профессиональный и семейный шаманизм.
Традиционные праздники - сезонные: весной праздник рогов -
кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских
охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали
праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре)
праздник нерпы - хололо (ололо). Существовали праздники "первой
рыбы", "первой нерпы". И у береговых, и у оленных Коряков
устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте
медведя, барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими
натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей,
медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и
соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на
собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия
развивается профессиональная культура, главным образом в области
хореографического (национальный танцевальный ансамбль "Мэнго") и
изобразительного искусства.
По
данным Переписи населения 2002 года численность коряков,
проживающих на территории России, составляет 9 тысяч человек.