КУМЫКИ,
къумукъ (самоназвание), народ в Российской Федерации - 277,2 тыс.
человек, из них в Дагестане 231,8 тыс., в Чечне - 9,9 тыс., в
Северной Осетии - 9,5 тыс. человек. Общая численность 282,2 тыс.
человек. Коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана.
Говорят на кумыкском языке. Диалекты: буйнакский, кайтагский,
предгорный, терский, хасавюртовский. Письменность на основе русского
алфавита. Верующие Кумыки - мусульмане-сунниты.
Первые
упоминания этнонима Кумыки встречаются у античных авторов Плиния
Старшего, Клавдия Птолемея (2 век нашей эры) и др. Формирование
Кумыков как этноса относится к 12-13 векам. На территории Кумыков
существовал ряд раннегосударственных образований.
Традиционные
занятия: пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис,
кукуруза); скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот,
овцы, кони), а также садоводство, огородничество, виноградарство,
рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота.
Домашние промыслы и ремёсла: сукноделие, хлопчатобумажное ткачество,
ковроделие (традиционные женские занятия), обработка кожи, металла,
дерева, камня (мужские занятия) и др.
В 19 веке
ещё сохранялись пережитки патриархально-родовых отношений (тухум,
тайпа, къавум). Основной тип семьи - малая с подчинённостью старшему
по возрасту (мужчине, реже - женщине), хотя в решении важных
вопросов большую роль играл семейный совет. Помимо кровнородственных
связей были развиты институты аталычества и куначества.
Планировка
сёл - горизонтальная. Традиционное жилище: наземное
турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с
плоской крышей (одноэтажное, полутораэтажное, двухэтажное различной
планировки).
Национальный костюм: мужской - рубаха, штаны, бешмет (къаптал),
черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк),
кожаная обувь; женский - платье-рубаха, штаны (шалбар), различные
платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки,
башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся
разнообразными украшениями.
Пища:
мучные, мясо-молочные блюда - шорпа (суп), хинкал (род галушек),
кюрзе (пельмени), долма, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные
разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба и т.д., а также напитков
(айран, шербет, чай и др.).
Обрядовая
поэзия: песни вызывания дождя (Земире, Суткъатун), солнца (гюн
чыкъ), сбора урожая (Гюдюрбай), Навруза; свадебная (той) и
похоронная поэзия (яслар, ваяхлар). Эпическая поэзия состоит из
героического эпоса (в частности, о нартах), героико-исторических и
исторических песен; народная проза - из сказок, легенд, преданий,
анекдотов и др.; афористические жанры - из пословиц, поговорок и
загадок. Большого развития получили музыкальный фольклор,
хореография (вид "лезгинки"), а также народные игры и т.д.
Традиционные
верования и мифология у Кумыков трансформированы.
Рудиментарно сохранились представления о боге Тенгири, духах земли,
воды, леса, дома, о демонических существах Албаслы, Къылычтёше,
Суванасы, Басдырыкъе и др.
По
данным Переписи населения 2002 года численность кумыков,
проживающих на территории России, составляет 423 тысячи человек.