На главную

 

Литовцы

 

           

ЛИТОВЦЫ, летувяй (самоназвание), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (70,4 тыс. человек), Латвии (34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн. человек. Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с 16 века на латинской графической основе. Верующие - главным образом католики.

 Основой формирования Литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в 1-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав Литовцев, - собственно Литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в 16 веке субэтническую группу летувинников (литовников).

 В 9-12 веках складываются государственные образования - княжества-"земли": Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в 1-й половине 13 века в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со 2-й половины 13 века - западно-русские земли, к середине 15 века - вплоть до Верхнего Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В 13-14 веках Литва вела борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382-98 - Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 единого польско-литовского государства - Речи Посполитой - и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с 17 века.

 В 1795-1815 этническая территория Литовцев вошла в состав Российской империи. В 1919 образована независимая Литовская республика, в 1940-90 - Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае - Декларацию о государственном суверенитете Литвы.

 Основное традиционное занятие Литовцев - пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца 18 века - картофель). Старинные орудия - двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в 19 веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных - полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных - зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в 16-19 веках сменилось на колодное, а в конце 19 - 1-й половине 20 века - на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла - ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.

 Древнейший тип поселения - деревня с кучевой планировкой, в 16 веке распространилась уличная планировка, в 19-20 веках - однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, - однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши - по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с 16 века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.

 К 19 веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре - нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально - единственным очагом в доме), по сторонам - жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками. Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома - кухня с сенями, с одной стороны от них - общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой - спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В 1-й половине 20 века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.

 Традиционная женская одежда - длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2-3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам - безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда - на твёрдой основе, замужние женщины - полотенчатый убор-намитку. Со 2-й половины 19 века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда - покрывало-скара, зимой - сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.

 Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь Литовцев - лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни - сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т.п.

 Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца 18 - начала 19 века широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.

 В литовской деревне были сильны общинные традиции - помочи (галка), сябровство, посиделки и т.п. До 13-14 веков преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.

 В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т.п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора - песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала 20 века устраиваются праздники песен, вселитовские - с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки "Эгле - королева ужей"). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).

По данным  Переписи населения 2002 года численность литовцев, проживающих на территории России, составляет  45 тысяч человек.

 
Литовцы