ЛИТОВЦЫ,
летувяй (самоназвание), народ, основное население Литвы (2924 тыс.
человек). Живут также в Российской Федерации (70,4 тыс. человек),
Латвии (34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине
(11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс.
человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн.
человек. Говорят на литовском языке балтийской группы
индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский
(нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с 16
века на латинской графической основе. Верующие - главным образом
католики.
Основой
формирования Литовцев были балтийские племена, предки
которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры
ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в 1-й
половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное
население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие
позднее в состав Литовцев, - собственно Литовцы, или аукштайты,
жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы
куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов,
сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в 16 веке
субэтническую группу летувинников (литовников).
В 9-12
веках складываются государственные образования - княжества-"земли":
Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в 1-й половине 13 века
в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области
Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со 2-й половины 13 века -
западно-русские земли, к середине 15 века - вплоть до Верхнего
Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В 13-14 веках Литва вела борьбу
с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и
в 1382-98 - Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются
связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 единого
польско-литовского государства - Речи Посполитой - и усиленной
полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал
складываться на основе аукштайтского диалекта с 17 века.
В 1795-1815
этническая территория Литовцев вошла в состав Российской империи. В
1919 образована независимая Литовская республика, в 1940-90 -
Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики
принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае -
Декларацию о государственном суверенитете Литвы.
Основное
традиционное занятие Литовцев - пашенное земледелие (рожь,
ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца 18 века - картофель).
Старинные орудия - двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в 19
веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в
центральных - полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных -
зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты
коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней.
Традиционное бортевое пчеловодство в 16-19 веках сменилось на
колодное, а в конце 19 - 1-й половине 20 века - на рамное. На
морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла -
ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву,
плетение, гончарство.
Древнейший тип поселения - деревня с кучевой планировкой,
в 16 веке распространилась уличная планировка, в 19-20 веках -
однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из
жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним
разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги,
бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора.
Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на
хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип
жилища (нумас), служившего также хлевом, - однокамерная срубная
постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке
крыши - по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей
эры, с 16 века используется в основном как хозяйственная постройка и
помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с
холодной пристройкой-сенями.
К
19 веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища:
жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке,
занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному
нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в
центре - нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь
готовят корм скоту (первоначально - единственным очагом в доме), по
сторонам - жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками.
Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий
корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и
дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша
двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре
дома - кухня с сенями, с одной стороны от них - общая комната для
повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с
другой - спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя)
имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных
русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью,
сеней и холодной светлицы-каморы. В 1-й половине 20 века
распространились сельские дома современной планировки типа
коттеджей.
Традиционная
женская одежда - длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2-3),
передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам - безрукавка. На
голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда - на твёрдой
основе, замужние женщины - полотенчатый убор-намитку. Со 2-й
половины 19 века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась
вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и
стеклянные бусы. Верхняя одежда - покрывало-скара, зимой - сермяги,
овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления
тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский,
аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.
Мужская
одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская:
она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или
полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана,
валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки.
Традиционная рабочая обувь Литовцев - лапти, кожаные постолы, в
западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в
праздничные дни - сапоги. В современной одежде используются народный
орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых
перчаток, чулок и т.п.
Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука,
ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца 18 - начала
19 века широкое распространение получили картофельные блюда.
Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной,
творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.
В литовской
деревне были сильны общинные традиции - помочи (галка), сябровство,
посиделки и т.п. До 13-14 веков преобладали большие семьи, позже
большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных
семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по
наследству старшему сыну или зятю.
В
свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный
глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная
обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное
значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и
Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т.п. на Иванов день и др.
Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для
народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное
ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения
фольклора - песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные,
военно-исторические и др. С начала 20 века устраиваются праздники
песен, вселитовские - с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший
на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки "Эгле -
королева ужей"). В фольклоре многочисленны этиологические предания,
реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).
По данным
Переписи населения 2002 года численность литовцев, проживающих на
территории России, составляет 45 тысяч человек.