На главную

 

Нагайбаки

 

НАГАЙБАКИ, нагайбэклэр (самоназвание), этнографическая группа (субэтнос) крещёных татар Волго-Уральского региона, в прошлом часть оренбургских казаков (по мнению отдельных исследователей, Нагайбаков можно считать хотя и близким к татарам, но самостоятельным этносом); живут в Нагайбацком, Чебаркульском районах Челябинской области. По переписи 1989 Нагайбаки были включены в состав татар, но из первичных материалов видно, что Нагайбаками назвали себя 11,2 тыс. человек. Язык Нагайбаков - говор в составе среднего диалекта татарского языка. Верующие Нагайбаки исповедуют православие и относятся к "старокрещёным", т.е. принявшим христианство в 16-17 веках.

 Этноним "нагайбак" зафиксирован впервые лишь в 19 веке. Одни исследователи связывают их с крещёными ногайцами, другие - с казанскими татарами, крещёнными после падения Казанского ханства. В целом, усвоение Нагайбаками особого этнонима было связано с их христианизацией (конфессиональное обособление), длительным пребыванием в составе казаков (сословное обособление), а также отделением основной части группы после 1842 территориально от компактно проживавших в Приуралье казанских татар. Во 2-й половине 19 века Нагайбаки выделяются как особая этническая группа крещёных татар, а во время переписей 1920 и 1926 - как самостоятельная народность.

 Основу хозяйства Нагайбаков составляло земледелие, большое значение имело также и животноводство степного характера. Земледелие - "степного" типа (залежно-переложная система, основная культура - пшеница, сеяли ещё овёс и ячмень). Практиковалось пчеловодство. Среди промыслов выделяются занятие плотницким делом и производство экипажей.

 Поселения (аул) - приречные, с поквартальной планировкой, с церковью. Большинство усадеб - однодворные. Хозяйственные постройки отделялись от жилища. Жилища - зимние (срубные) и летние (саманные), в основном двухкамерные. Стены домов обмазывались и белились.

 До начала 20 века нижняя одежда Нагайбаков шилась из тканей домашнего производства. Покрой женской одежды (кулмэк) был туникообразным с нижней оборкой. Рубаха шилась обычно из тёмно-красной пестряди в мелкую чёрно-белую или сине-чёрную клетку. Поверх рубахи непременно надевался передник (алчупрак), с узкой грудкой, в более крупную клетку. Нижняя поясная одежда (штаны) кроилась с широким шагом из полосатой пестряди.

 Верхняя одежда Нагайбаков - зиляны (жилэн) из цветного плиса, бархата, кашемира. Поверх зиляна надевался домотканый пояс (бильбау). Демисезонная одежда - чикмень (чикман), из сукна собственного производства. Шубы (тун) дублёные либо крытые фабричной материей. Девичий головной убор - ак калфак, надевался с накосными украшениями (чач кап). Распространённым украшением был нагрудник (муенса), чешуеобразно ушитый монетами. Мужской костюм составляла стандартная казачья одежда оренбургских казаков.

 Устное народное творчество сохранило старинные песни и баиты. В отличие от татар-мусульман, у Нагайбаков существует хоровое пение.

 В настоящее время, несмотря на то, что представители Нагайбаков осознают свою общность с татарами, самосознание принадлежности к Нагайбакам выражено достаточно отчётливо.

По данным  Переписи населения 2002 года численность нагайбаков, проживающих на территории России, составляет  10 тысяч человек.

 
Нагайбаки