НАГАЙБАКИ, нагайбэклэр (самоназвание), этнографическая
группа (субэтнос) крещёных татар Волго-Уральского региона, в прошлом
часть оренбургских казаков (по мнению отдельных исследователей,
Нагайбаков можно считать хотя и близким к татарам, но
самостоятельным этносом); живут в Нагайбацком, Чебаркульском районах
Челябинской области. По переписи 1989 Нагайбаки были включены в
состав татар, но из первичных материалов видно, что Нагайбаками
назвали себя 11,2 тыс. человек. Язык Нагайбаков - говор в составе
среднего диалекта татарского языка. Верующие Нагайбаки исповедуют
православие и относятся к "старокрещёным", т.е. принявшим
христианство в 16-17 веках.
Этноним
"нагайбак" зафиксирован впервые лишь в 19 веке. Одни исследователи
связывают их с крещёными ногайцами, другие - с казанскими татарами,
крещёнными после падения Казанского ханства. В целом, усвоение
Нагайбаками особого этнонима было связано с их христианизацией
(конфессиональное обособление), длительным пребыванием в составе
казаков (сословное обособление), а также отделением основной части
группы после 1842 территориально от компактно проживавших в
Приуралье казанских татар. Во 2-й половине 19 века Нагайбаки
выделяются как особая этническая группа крещёных татар, а во время
переписей 1920 и 1926 - как самостоятельная народность.
Основу
хозяйства Нагайбаков составляло земледелие, большое значение имело
также и животноводство степного характера. Земледелие - "степного"
типа (залежно-переложная система, основная культура - пшеница, сеяли
ещё овёс и ячмень). Практиковалось пчеловодство. Среди промыслов
выделяются занятие плотницким делом и производство экипажей.
Поселения
(аул) - приречные, с поквартальной планировкой, с церковью.
Большинство усадеб - однодворные. Хозяйственные постройки
отделялись от жилища. Жилища - зимние (срубные) и летние (саманные),
в основном двухкамерные. Стены домов обмазывались и белились.
До начала
20 века нижняя одежда Нагайбаков шилась из тканей домашнего
производства. Покрой женской одежды (кулмэк) был туникообразным с
нижней оборкой. Рубаха шилась обычно из тёмно-красной пестряди в
мелкую чёрно-белую или сине-чёрную клетку. Поверх рубахи непременно
надевался передник (алчупрак), с узкой грудкой, в более крупную
клетку. Нижняя поясная одежда (штаны) кроилась с широким шагом из
полосатой пестряди.
Верхняя
одежда Нагайбаков - зиляны (жилэн) из цветного плиса,
бархата, кашемира. Поверх зиляна надевался домотканый пояс
(бильбау). Демисезонная одежда - чикмень (чикман), из сукна
собственного производства. Шубы (тун) дублёные либо крытые фабричной
материей. Девичий головной убор - ак калфак, надевался с накосными
украшениями (чач кап). Распространённым украшением был нагрудник
(муенса), чешуеобразно ушитый монетами. Мужской костюм составляла
стандартная казачья одежда оренбургских казаков.
Устное народное творчество сохранило старинные песни и
баиты. В отличие от татар-мусульман, у Нагайбаков существует хоровое
пение.
В настоящее
время, несмотря на то, что представители Нагайбаков осознают свою
общность с татарами, самосознание принадлежности к Нагайбакам
выражено достаточно отчётливо.
По данным
Переписи населения 2002 года численность нагайбаков, проживающих на
территории России, составляет 10 тысяч человек.