НГАНАСАНЫ, ня (самоназвание - "человек"), в дореволюционной
литературе - авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси,
самоеды-тавгийцы, народ в России, живущий в Таймырском
(Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края Российской
Федерации. Расселены двумя группами: в Хатангском районе (вадеевские
Нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские
Нганасаны). Общая численность 1278 человек. Родственные народы:
ненцы, энцы, селькупы. Говорят на нганасанском (тавгийском) языке
самодийской группы уральской семьи; имеет авамский и вадеевский
диалекты. Распространён также русский язык.
Нганасаны
сформировались в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе
продвижения на Таймыр самодийских этнических компонентов,
ассимилировавших аборигенов - охотников на дикого северного оленя.
Позднее в состав Нганасанов вошли отдельные группы эвенков и долган.
Основное традиционное занятие - охота на дикого оленя (с
помощью загонов и на речных переправах), водоплавающую дичь (главным
образом гуся), в меньшей степени - пушная охота и рыболовство по
открытой воде. Со 2-й половины 19 века стало интенсивно развиваться
домашнее оленеводство.
В настоящее
время основные занятия Нганасанов - сезонный отстрел дикого оленя,
пушная охота.
Нганасаны
вели кочевой образ жизни. Основное жилище - чум, близкий по
конструкции ненецкому.
Нижнюю
одежду шили из ровдуги, верхнюю зимнюю (парка) - из оленьих
шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с
капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с
меховыми чулками не имела подъёма.
Пища
- оленье мясо и рыба.
Делились на
несколько родов. Счёт родства билатеральный.
Традиционные
верования - анимизм, промысловый культ, шаманизм и др.,
характерен культ матерей природы.
По данным
Переписи населения 2002 года численность нганасанов, проживающих на
территории России, составляет 900 человек.