Южнорусская историко-культурная
зона выделяется по «акающему» диалекту и так называемым южнорусским
чертам культуры, которые свойственны населению региона,
простирающегося с севера на юг от реки
Оки до Хопра и среднего Дона и с запада на восток
от Десны до Суры (территория бывших Тульской, Орловской, Курской,
Воронежской, Тамбовской, большей части Рязанской, Калужской,
частично Пензенской губерний, согласно административному делению
Х1Х-начала ХХ в.). Значительную часть этого обширного пространства
географы и демографы определяют как Центрально-Черноземный
(или Центрально-Земледельческий) регион.
Хозяйственному
освоению Южнорусского региона способствовало выгодное
географическое положение в пределах Восточно-Европейской равнины.
Богатейшая водная система (бассейны Оки, Дона, левобережных притоков
Днепра), плодородные черноземы, умеренный климат – всё это создавало
благоприятные условия для заселения края, развития земледелия и
путей сообщения. С Х1 в. на территории расселения древних славян,
известных здесь ещё с 1 тыс.н.э., возникли русские княжества –
Черниговское, Рязанское, Новгород-Северское и др. Золотоордынское
нашествие ХШ в. опустошило значительную часть Центрально-Черноземной
зоны. С образованием Русского централизованного государства на его
рубежах создается сложная система оборонительных укреплений,
благодаря чему в ХУ1-ХУШ вв. происходит активное заселение и
хозяйственное освоение обширных пространств лесостепи южнее Оки.
Сюда поступательно смещалось население из более плотно заселенных
северных и западных районов. Особенностью хозяйственного освоения
южной окраины России в ХУ1-ХУП вв. было сочетание вольной
народной при одновременной монастырской, помещичьей
и правительственной колонизации. Вокруг новых
городов-крепостей возникали села и деревни. В заселении южных
земель историки отмечают большую роль низших служилых людей,
известных позднее под названием «однодворцев». Южные и западные
районы Воронежской и Курской губерний в ХУП-ХУШ вв. интенсивно
осваивали переселенцы с Украины, в результате к концу Х1Х в. они
составляли около 30% всего
сельского населения этих
губерний.
Сложная история заселения
Южнорусского региона отразилась в многообразии культурных традиций,
восходящих к ранним и более поздним периодам исторического развития.
Для населения региона
характерно южнорусское наречие. Оно выделяется по
комплексу таких основных особенностей, как «аканье», фриктивное г,
мягкое т в окончаниях 3-го лица глаголов, формы мене,
тебе, себе в родительном и винительном падежах,
смягчение к после мягких согласных и др. В этом наречии
диалектологи выделяют несколько групп говоров, локализованных в
определенных ареалах. Восточная или рязанская группа говоров
определяется восточнее реки Дон, в среднем течении Оки и в бассейне
Цны. К западу от реки Дон диалектологи выделяют несколько групп:
южную или курско-орловскую, тульскую диалектную
группу и говоры калужского и орловского Полесья.
Антропологи выявили
особенности русского населения юго-восточных и юго-западных районов
региона. На территории юго-востока, расположенной в междуречьи Дона
и Волги, выделены три антропологических типа: дон-сурский (в
междуречьи Дона и Суры), дон-хопёрский (в междуречьи Дона и Хопра)
и средневолжский (в бассейне средней Волги). На территории
юго-запада определены антропологические типы: вернеокский и близкие
между собой десно-сейменский и западный.
Этнокультурные
особенности в жизни населения этой зоны ярче проявились в его
традиционной материальной культуре. В лесостепной и степной полосе
со сравнительно теплым климатом, в условиях развитого
земледельческого хозяйства с распространенной барщинной системой
феодализма преобладали крупные многодворные поселения, расположенные
в речных долинах, по балкам и оврагам, в районах с
пересеченно-холмистым рельефом местности. В пореформенную эпоху
возрастает удельный вес водораздельных поселений. В
Х1Х- начале ХХ в. здесь строили небольшие рубленые (нередко
кирпичные или саманные) низкие дома без подклета, с глинобитным или
деревянным полом, под соломенной четырехскатной крышей. На
юго-западе в районах смешанного русско-украинского расселения стены
дома обмазывали глиной и белили. Как и на Украине, такие дома
называли хатой. В отличие от более северных районов, в
южнорусских селах дом выходил на улицу длинной стороной,
вход в сени был с улицы. Свои особенности имела и внутренняя
планировка дома: русская печь была расположена в дальнем от входа
углу, по диагонали от печи(т.е. рядом с дверью) находился
передний (святой, красный) угол, где стоял
обеденный стол и висели иконы. В зависимости от того, куда было
повернуто устье печи, этнографы выделили восточный (в
Тамбовской, Воронежской, частично в Рязанской и Пензенской
губерниях) и западный (в Тульской, Калужской, Орловской,
Курской губерниях) план избы (хаты).
Распространен открытый
тип двора: значительная площадь двора была не занята
постройками и не покрыта крышей. Характер расположения, состав
хозяйственных построек, варьировавшие в разных районах региона,
зависели от достатка крестьянской семьи. Амбар, кладовую,
погреб нередко ставили или перед окнами дома посредине улицы
или на огороде, на гумне. Баня, типичная для северных и
некоторых среднерусских губерний, на юге Черноземья встречалась не
везде. Здесь чаще парились в русской печи, мылись дома, летом на
речке.
В традиционной одежде
преобладали особенности южнорусского костюма. Наиболее древним для
этого региона был комплекс одежды с поневой, связанный с
южнорусской средой. Он включал длинную холщовую рубаху
с косыми поликами (т.е. плечевыми вставками
трапециевидной формы); поневу – архаичную поясную одежду, в
которой несколько продольных полотнищ из домотканой клетчатой
шерстяной ткани были частично или полностью сшиты друг с другом (распашная
или глухая понева).
Поверх рубахи и поневы надевали
длинный с рукавами или на лямках передник (занавеска,
запан) и туникообразный мешковидной формы нагрудник (навершник,
шушпан, шушка, носов и др.) с длинными или
короткими рукавами, из тонкой домотканой шерсти или холста, подчас
богато украшенный ярким орнаментом. Замужние женщины носили сложный,
так называемый кичкообразный головной убор, состоявший из
кички (волосник, роги) – с твердой основой,
нередко в форме рогов, сороки – из ткани, надеваемой на
кичку, позатыльника – из ткани или с твердой основой,
закрывающего затылок и шею, и множества ярких красочных деталей –
разноцветных лент, подвесков из бисера, гаруса, шнурков, птичьих
перьев и пуха. Для южнорусского костюма характерна своеобразная
яркая, построенная на контрастных сочетаниях цветовая гамма. О
древности многих компонентов этого костюма свидетельствуют
исторические и археологические материалы.
Некоторые детали этой одежды
указывали на древние связи с аборигенами финно-угорского
происхождения: старинный покрой глухого туникообразного нагрудника,
поясные наспинные парные подвески из полосок ткани, высокие
лопатообразные кички, лапти мордовского типа, обилие украшений из
бисера, гусиного пуха, птичьих перьев и др. Сходные черты в одежде
могли сложиться как на базе культурной общности древних насельников
края, так и позднее, в результате контактов и взаимовлияний русских
с финно-уграми. Эти древние связи проявились также в топонимии и
гидронимии рязанских и тамбовских селений, рек и озер.
Более поздний пласт одежды
южнорусского населения составляли компоненты, типичные в прошлом для
средней полосы России и отчасти для ее западных районов: разные типы
сарафанов, головной убор с кокошником, комплекс одежды с полосатой
шерстяной домотканой юбкой и рубахой с прямыми поликами и отложным
воротником. Они появились вместе с переселенцами из центральных и
западных районов России.
На юго-западе, в районах
смешанного русско-украинского расселения, этнокультурные особенности
формировались в ходе активно протекавших процессов межэтнической
интеграции и непосредственного влияния украинской культуры. Наиболее
ярко это проявилось в жилище, в пище, в свадебных обрядах. Например,
большой популярностью пользовались такие блюда национальной
украинской кухни, как борщ, вареники, галушки, колбасы, сало, взвар
, различные сдобные лепешки и др. В конце Х1Х- начале ХХ в. многие
из этих кушаний распространяются в русских селах более северных
районов региона. В свадебном обряде сложилось множество вариантов.
Если структура южнорусской свадьбы более сопоставима с
северно-среднерусской традицией, то ее отдельные обряды чаще
встречались в южнорусских селах и на Украине.Это сложный «каравайный
ритуал», исполняемый с соблюдением многих архаических обрядов,
бесшабашные веселья послесвадебного цикла (перезва), пляски с
живой разряженной курицей, обычай прятать невесту у соседей перед
прибытием поезда жениха, более жизнерадостный характер всей свадьбы
и многое другое.
В составе населения южнорусской
зоны формировались различные по происхождению локальные
историко-культурные группы. Они отличались от окружающего населения
и названиями (или самоназваниями), и особенностями говора, и
некоторыми компонентами культуры. Это: полехи – жители
калужско-орловского Полесья, горюны – монастырские крестьяне
Путивльского уезда Курской губернии, саяны – монастырские
крестьяне на севере Курской губернии, мещеряки в рязанском
Поочье, цуканы – преимущественно в бассейне реки Хворостань
Воронежской губернии и наиболее многочисленная социальная категория
– однодворцы – потомки бывшего служилого сословия,
составлявшие значительную часть жителей Рязанской,
Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской губерний, а также и
другие сравнительно мелкие группы населения.
Таким образом, как
свидетельствуют исторические и этнографические материалы, на
формирование традиционно-бытовой культуры южнорусского населения
оказали влияние преимущественно южнорусские, а также среднерусские и
западные этнические традиции, которые и сами были многослойным
продуктом предшествующего синтеза этнического субстрата. На основе
древних и более поздних этнических компонентов происходила
этнокультурная консолидация южнорусского населения, способствовавшая
выработке общерусских черт в культуре с преобладающими южнорусскими
реалиями. Вместе с тем у населения региона в пределах крупных и
мелких его ареалов возникали локализмы в говорах и культуре,
обусловившие ее многообразие.