На главную

 

Саамы

 

                                              

СААМЫ (самоназвание), саами, лопари, народ в Норвегии (40 тыс. человек), Швеции (18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в Российской Федерации (на Кольском полуострове, 2 тыс. человек). Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие Саамы в Скандинавии - лютеране, в Российской Федерации - православные.

 По-видимому, Саамы - потомки древнейшего населения Северной Европы, хотя существует мнение об их переселении с востока. Христианизация Саамов началась в 15-16 веках.

 До 17 века основными занятиями Саамов были охота и рыболовство, с 17 века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства Саамов (так называемых горных Саамов) ведущим занятием. Традиционное хозяйство Саамов на морских побережьях, особенно в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (так называемые морские Саамы), во внутренних районах Швеции и Финляндии - на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные Саамы). Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные Саамы заняты в оленеводстве (в скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в России - около 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях. Значительная часть Саамов живёт в городах.

 Традиционным переносным жилищем Саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами,- кувакса у кольских, кота - у скандинавских Саамов. Другое традиционное жилище (вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них - оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки - отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских Саамов - тупа, у кольских - пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

 Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины - рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских Саамов пэск (или мудд), у кольских Саамов - печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.

 На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин - шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек - перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами).

 Традиционная пища Саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом - из рыбы; некоторые группы Саамов употребляли также оленье молоко.

 Фольклор Саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам и священным камням-сейдам, шаманизмом и т.п.

По данным  Переписи населения 2002 года численность саамов, проживающих на территории России, составляет  2 тысячи человек.

 
Саамы