СААМЫ
(самоназвание), саами, лопари, народ в Норвегии (40 тыс.
человек), Швеции (18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в
Российской Федерации (на Кольском полуострове, 2 тыс. человек). Язык
саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы
уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов.
Верующие Саамы в Скандинавии - лютеране, в Российской Федерации -
православные.
По-видимому, Саамы - потомки древнейшего населения Северной
Европы, хотя существует мнение об их переселении с востока.
Христианизация Саамов началась в 15-16 веках.
До 17 века
основными занятиями Саамов были охота и рыболовство, с 17 века
начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для
большинства Саамов (так называемых горных Саамов) ведущим занятием.
Традиционное хозяйство Саамов на морских побережьях, особенно в
Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной
(так называемые морские Саамы), во внутренних районах Швеции и
Финляндии - на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные
Саамы). Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с
рыболовством и охотой. Современные Саамы заняты в оленеводстве (в
скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве
составляет не более 20%, в России - около 13%), рыболовстве,
молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях.
Значительная часть Саамов живёт в городах.
Традиционным
переносным жилищем Саамов при перекочёвках служил шалаш из
жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами,- кувакса
у кольских, кота - у скандинавских Саамов. Другое традиционное
жилище (вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной
пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх
них - оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху
постройки - отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских
Саамов - тупа, у кольских - пырт: срубная однокамерная постройка с
плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.
Традиционная
мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или
холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом
с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с
огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также
носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины -
рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких
лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских
Саамов пэск (или мудд), у кольских Саамов - печок: глухая одежда из
оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся
ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались
кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми
пуговицами.
На голове
зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные
бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин -
шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек -
перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую
обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг
щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми
носами).
Традиционная
пища Саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом - из
рыбы; некоторые группы Саамов употребляли также оленье молоко.
Фольклор
Саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго
сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном,
поклонением духам и священным камням-сейдам, шаманизмом и т.п.
По
данным Переписи населения 2002 года численность саамов, проживающих
на территории России, составляет 2 тысячи человек.