ШУГНАНЦЫ, хугни, хунуни
(самоназвание), один из памирских народов в Таджикистане
(Горно-Бадахшанская АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками
Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт
и Шахдара) и на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый
крупный по численности из памирских народов (вместе с их локальной
группой баджувцами в долине Баджу). Язык шугнанский иранской группы
индоевропейской семьи. Образование получают на таджикском языке,
распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-шииты
(исмаилиты).
Основой
хозяйства было поливное земледелие (злаки, бобовые).
Техника струйчато-бороздкового полива близка к рушанской. Применяли
также двухбороздковый полив "по полосам", для полива проса -
валиковый способ. На больших высотах увеличивалась роль
скотоводства. Разводят мелкий и крупный рогатый скот, в верховьях
Шахдары - яков. Из женских ремёсел было развито ручное (без
гончарного круга) гончарство, прядение шерсти, вязание цветных
шерстяных носков, валяние кошм с яркими узорами (заимствовано у
киргизов), из мужского - ткачество.
Сохраняются
патронимии (гиру, гру), объединяющие малые и неразделённые семьи,
населяют обычно отдельный квартал в кишлаке, имеют общие пастбища,
обряды, связаны взаимопомощью.
Жилище
общепамирского типа однокамерное с кровлей в виде
ступенчатого свода (чор-хона) на опорных столбах (четыре-пять
центральных и пристенные). Внутри жилища вдоль стен (кроме стены, в
которой входная дверь) сооружают глинобитные на каменном фундаменте
нары (нех), разделённые на несколько отсеков невысокими валиками.
Нары застилают паласами. В центре одной из нар (слева или справа от
входа) расположен открытый очаг, в настоящее время с дымоходом -
трубой, выводящей дым через свето-дымовое отверстие в крыше.
Одежда общепамирского типа, среди женщин долины Шахдары
были распространены заимствованные из Афганского Бадахшана бархатные
пальто и безрукавки. Традиционная обувь - сапоги из сыромятной кожи
на мягкой подошве, которые носят с высокими носками-джурабами без
пяток; долблённые из дерева башмаки с тремя выступами на подошве для
удобства ходьбы по скалистым тропам; сандалии на деревянной подошве
на небольшом каблучке. Головные уборы - разноцветные тюбетейки,
круглые, с прямым околышем и плоским верхом. Женщины носят большие
головные платки.
Особенность
свадебного обряда: невесте давали пиалу, в которую её
доверенное лицо (вакиль) наливал воду, и в знак согласия на брак она
должна была отпить воды и кивнуть головой. Невесту в дом вносил
жених. Она не садилась до тех пор, пока не получит от свекрови
подарок.
У Шугнанцев
сформировалась своя литература, интеллигенция. Они составляют ядро
консолидации памирских народов.
По данным
Переписи населения 2002 года численность шугнанцев, проживающих на
территории России, составляет менее ста человек.