ТАБАСАРАНЫ, табасаран (самоназвание), табасаранцы, народ в
России. Численность в РФ 93,6 тыс. человек. Табасараны - коренное
население Дагестана. Численность в Дагестане 78,2 тыс. человек.
Живут в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский
районы), на равнине (Дербентский район), а также в предгорной зоне
Табасаранского района. Общая численность 97,5 тыс. человек. Говорят
на табасаранском языке нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи. Диалекты: северный и южный. Литературный язык на основе
южного диалекта. Письменность на русской графической основе.
Распространены также азербайджанский (Табасаранский район) и
лезгинский (Хивский район) языки. Верующие - мусульмане-сунниты.
Табасараны
упоминаются и в "Армянской географии" (7 век). До начала 19 века на
территории Табасаран существовало два владения: во главе с кадием
(северные Табасараны) и майсумом (южные Табасараны), которые
делились на бекства. Кроме владений существовали союзы сельских
обществ (Кырах, Чуркул, Кухрук, Сувак, Нитриг, Дрич и др.). В 1-й
половине 19 века Табасаран был присоединён к России.
Основные
занятия Табасаран - земледелие (зерновые - пшеница, ячмень,
рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох; огородные и бахчевые
культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем
предгорье - преимущественно выгонно-стойловое с преобладанием
крупного рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье
- отгонное, главным образом овцы).
Традиционные
ремёсла - ковроткачество (известные центры - села Хучни,
Аркит, Тинит, Ерси), обработка дерева (села Хурик, Ханаг, Джули),
гончарство (Джули), узорное ткачество, резьба по дереву и камню,
кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество,
валяние шерсти (изготовление войлочных изделий), выделка кожи,
изготовление узорчатых носков (джорабов). Из ремёсел сохраняются
производство ковров и ковровых изделий (ворсовых и безворсовых),
изготовление узорчатых джорабов, деревянной утвари.
Селения
имели ступенчатую, скученную или более свободную,
разреженную горизонтальную планировку. Для горных поселений
характерно расположение на естественных укреплённых местах (по
склонам гор), непригодных для земледелия. В каждом селении был гим
(годекан), который обычно располагался около кузницы, позже около
мечети; здесь решались важнейшие хозяйственные и общественные дела,
касающиеся всего селения.
Традиционные
жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на
втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде или навесными
балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один
комплекс. Дома Г-образные, П-образные и квадратные в плане, с
плоской земляной крышей и внутренним двориком. Многие дома имели
опорный центральный столб "мурхвал", часто украшенный резьбой.
Традиционный
мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха,
штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь -
низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными
ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги,
башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской
одежды являлись пояс с металлическими пряжками, подвесками,
пластинками, оружие (кинжал) и газыри.
Традиционный
женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной
убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный;
из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное
украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное
украшение - передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты.
Украшениями служили серебряные застёжки, нашивные подвески, монеты,
пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с
цветным орнаментом. Традиционный костюм почти вытеснен современной
одеждой.
Пища
Табасаран - растительная (зерно, бобы, дикорастущие травы)
и мясо-молочная. Основное повседневное блюдо - хинкал с мясом и без
мяса. Приправой для хинкала служили: кислое молоко с чесноком и
толчёными орехами. Готовили пироги с начинкой (из дикорастущих трав,
творога, варёного на молоке риса, рубленого мяса, из требухи, яиц и
молока), блины. Готовили голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные,
мучные), блюда из птицы. Молочные продукты: свежее и кислое молоко,
творог, сметана, масло, сыр, айран (пахта). Хлеб (лепешки) на
закваске, реже пресный. Употребляли в пищу овощи, зелень, фрукты
(садовые, дикорастущие), сладости. Основной напиток - айран.
Родственные
группы у Табасаран обозначаются терминами тухум, насил,
джинс, къам, мерасар. Наиболее употребляемое из них - тухум. Джамаат
состоял из нескольких тухумов. Каждый тухум когда-то имел
закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные
участки, мельницы, загоны для скота. В традиционном общественном
быту Табасаран стойко сохранялись обычаи взаимопомощи,
гостеприимства, кровной мести; существовали различные формы
искусственного родства - побратимство, отдача в другие семьи
малолетних детей на воспитание (аталычество) и передача ребёнка на
кормление в дом зажиточного крестьянина.
Счёт
родства ведётся по отцовской и материнской линиям. В 19 веке
преобладала малая семья, но до начала 20 века распространены
неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений
и включавшие в свой состав несколько брачных пар. Непременное
условие внутрисемейных отношений - заботливое, уважительное
отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери).
Высокого
уровня достигло искусство художественной обработки дерева, в том
числе орнаментированная резьба. Достаточно полно представлены
различные жанры фольклора (легенды, предания, мифы, исторические
сказания, притчи, сказки - волшебные, бытовые, обрядовые и
внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, детский
фольклор). Из народных праздников наиболее древний - "эбелцен"
(праздник весны). Табасараны создали богатый музыкальный и
танцевальный фольклор. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур,
саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен. Традиционная
культура испытала влияние культуры азербайджанцев и лезгин.
По данным
Переписи населения 2002 года численность табасаран, проживающих на
территории России, составляет 132 тысячи человек.