ТАДЖИКИ,
тоджик (самоназвание), народ, основное население Таджикистана,
второй по численности народ в Афганистане. Численность в
Таджикистане 3172 тыс. человек, в Афганистане - 3700 тыс. человек.
Живут также в Узбекистане (934,5 тыс. человек), в Российской
Федерации (38 тыс. человек), Казахстане (25 тыс. человек), Киргизии
(34 тыс. человек), 50 тыс. человек - в остане Хорасан в Иране. Общая
численность 8280 тыс. человек. Говорят на таджикском языке
западно-иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на
основе арабской и русской графики. Верующие Таджики - в основном
мусульмане-сунниты.
Этногенетические
процессы, предшествовавшие сложению таджикского народа,
восходят к концу 2-го - началу 1-го тысячелетия до нашей эры, когда
Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности,
из которых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся
с местными племенами эпохи бронзы. У основного населения
среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились
восточно-иранские языки. Прямыми предками Таджиков были: бактрийцы в
бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и
Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе,
хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и
сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и
Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в
оазисах и долинах земледелием на базе преимущественно искусственного
орошения, в горных и степных районах - скотоводством и разнообразным
ремесленным производством.
Во 2 веке
до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи (тохары), которых некоторые
исследователи причисляют к сакам-массагетам. Одна из их ветвей -
кушаны создали могущественное Кушанское царство. С образованием в 6
веке Тюркского каганата усилилось проникновение тюркских этнических
элементов. Ко времени арабского завоевания (8 век) на территории
Средней Азии выделились 3 основные этнические области: согдийская на
севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население
которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои культурные и бытовые
особенности.
С
образованием государства Саманидов в 9-10 веках завершился и процесс
сложения этнического ядра Таджиков, что было тесно связано с
распространением общего фарси-даритаджикского языка, ставшего в
эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и
наука иранских народов (Таджиков и персов), создавалась их богатая
литература (первые письменные памятники - 9 век). Письменно
зафиксированное время появления этнонима "Таджики" - 11 век, однако
фактически оно относится к более ранней эпохе. С 10 века начался
многовековой процесс ассимиляции Таджиками восточноиранских по языку
народов. Прослеживаются восточноиранские элементы в говорах
современного таджикского языка (дарвазском, каратегинском,
бадахшанском и др.).
Консолидация нации у Таджиков не завершилась и к концу 20 века,
продолжаются в Таджикистане этнические процессы ассимиляции
Таджиками восточноиранских по языку памирских народов и ягнобцев.С
конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии перешло к
тюркоязычным народам, всё новые волны тюркских, а позже монгольских
племён проникали в области оседлого таджикского населения; начался
многовековой процесс тюркизации Таджиков, в основном на равнинах, в
меньшей степени - в горах и в больших городах (Бухара, Самарканд,
Ходжент). Таджикский народ и его культура складывались и развивались
в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Средней Азии,
особенно узбеками. Сложной оказалась судьба Таджиков во 2-й половине
19 - начале 20 века; северные районы таджикской оседлости вошли
(1868) в состав России, а население Южного Таджикистана оставалось
под властью зависимого от России Бухарского эмирата. В 1924
образована Таджикская АССР, в 1929 преобразованная в Таджикскую ССР,
с 1991 Республика Таджикистан.
Исконным
занятием Таджиков было пашенное земледелие
в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных
(Западный Памир) районах применялось искусственное орошение.
Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые
культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, -
просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии
использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор),
тягловой силой служила пара волов.
Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло
вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве
лошади, ослы, овцы и козы). Для горных Таджиков скотоводство
составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано
на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и
часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население
оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные
женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока:
объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой
всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п.
У равнинных
Таджиков издавна были развиты различные ремёсла -
изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей
(ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из
ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу,
декоративная вышивка и др.). У горных Таджиков товарное значение
получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка
(женщины).
Традиционные
селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых
улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов -
дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные
постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище
делилось на мужскую и женскую половины: в женскую - внутренняя часть
дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для
гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами,
хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по
периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для
сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают
вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных Таджиков стенные ниши по
традиции часто выполняют функции шкафов.
Традиционная
одежда Таджиков имела свои особенности в каждом из
этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин -
рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной
халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой
подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно,
иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с
тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.
У
женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах
- из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в
Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства).
Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки,
тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички
носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.
В
современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы
- верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют
больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в
основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в
Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются ‘уже, у молодых
женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются
с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.
Основой
питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и
молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и
творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных - лепёшки.
Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло
(в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых
глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с
лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у
равнинных Таджиков - плов, у горных - суп из баранины (шурбо).
Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло
(кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного
корня), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зелёный,
чёрный - обычно в холодное время года.
Фольклор
Таджиков богат и разнообразен; трудовые,
обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни
(суруд), популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны
сказки - волшебные и сатирические, широко распространены
юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже
Насреддине.
Музыка
Таджиков построена на диатоническом звукоряде, вокальная -
одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные - дутор,
рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най,
кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные
литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны
народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы
труда). Излюбленные народные зрелища - выступления канатоходцев,
фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются национальная
литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе
музыка, балет.
По данным
Переписи населения 2002 года численность таджиков, проживающих на
территории России, составляет 120 тысяч человек