ТАТАРЫ, татар (самоназвание), народ в России, основное
население Татарии. Численность в России 5522 тыс. человек, в т.ч. в
Татарии 1765,4 тыс. человек, Башкирии 1120,7 тыс. человек, Удмуртии
110,5 тыс. человек, Мордовии 47,3 тыс. человек, Марийской Республике
43,8 тыс. человек, Чувашии 35,7 тыс. человек, а также в областях
Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем
Востоке. Живут также в Казахстане 327,9 тыс. человек, Узбекистане
467,8 тыс. человек, Таджикистане 72,2 тыс. человек, Киргизии 70,5
тыс. человек, Туркмении 39,2 тыс. человек, Азербайджане 28 тыс.
человек, на Украине 86,9 тыс. человек, в Литве, Латвии и Эстонии
около 14 тыс. человек Общая численность 6710 тыс. человек
Делятся на три основные этнотерриториальные группы: Татары
волго-уральские, Татары сибирские и Татары астраханские. Самыми
многочисленными являются Татары волго-уральские, включающие
субэтносы казанских Татар, касимовских Татар и мишарей, а также
субконфессиональную общность кряшен (крещёных Татар). Среди
сибирских Татар выделяются тобольские, тарские, тюменские,
барабинские и бухарские (этносословная группа Татар). Среди
астраханских - юртовские, кундровские Татары и карагаши (в прошлом
выделялись ещё Татары "трёх дворов" и Татары "емешные"). Особой
этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в
результате этнических и политических процессов 15-16 веков, являлись
до начала 20 века литовские Татары. Эта группа во 2-й половине 19 -
начале 20 века переживала в определённой мере процесс интеграции в
татарскую этническую общность.
Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка
делится на три диалекта: западный (мишарский), средний
(казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские
Татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику.
Тюркский язык литовских Татар перестал существовать ещё в 16 веке
(литовские Татары перешли на белорусский язык, а к середине 19 века
часть интеллигенции начала использовать польский и русский язык).
Наиболее древняя письменность - тюркская руника.
Письменность с 10 века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928
по 1939 - латинской (яналиф), с 1939 - 40 - русской.
Верующие
Татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков),
которые были обращены в 16-18 веках в православие,
мусульмане-сунниты.
В прошлом у
всех этнотерриториальных групп Татар имелись и локальные этнонимы: у
волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен,
нагайбэк, кэчим и др.; у астраханских - нугай, карагаш, юрт
татарлары и др.; у сибирских - себер татарлары (себерэк), тоболлык,
туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских - мэслим, литва (липка),
татарлары.
Впервые
этноним "Татары" появился среди монгольских и тюркских племён в 6-9
веках, во 2-й половине 19 - начале 20 века он закрепился как общий
этноним Татар. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду,
находились покорённые ими племена (в т.ч. тюркские), называвшиеся
"Татары". В 13- 14 веках в результате сложных этнических процессов,
происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки
ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили
этноним "Татары". Европейские народы, русские и некоторые крупные
азиат. народы называли "Татары" население Золотой Орды. В татарских
ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, Татарами
именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье
сословие, состоявшие в основном из золотоордынских Татар
кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную
роль в распространении этнонима "Татары". После падения ханств
термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и
представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств
"Татары". В условиях формирования этноса (во 2-й половине 19 -
начале 20 века) у Татар начался процесс роста национального
самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926
большинство Татар называли себя татарами.
Этническую основу волго-уральских Татар составили
тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже
начала 10 века) одно из ранних государств Восточной Европы -
Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное
государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих
племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская
народность, в предмонгольское время переживавшая процесс
консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело
к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего
независимого государства было образовано одно из десяти
административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г.
Булгаре. В 14-15 веках на этой территории известны отдельные
княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и
Казани. В 14-15 веках в этническую среду населения этого региона
проникли кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В 14 -
середине 16 века происходило оформление этнической общностей
казанских, касимовских Татар и мишарей. Казанско-татарская
народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552), являвшемся
одним из значительных политических центров Восточной Европы.
Этнический облик мишарей и касимовских Татар сформировался в
зависимом от Московской Руси с середины 15 века Касимовском ханстве
(просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов 17 века).
Мишари до середины 16 века переживали процесс становления
самостоятельного этноса. Касимовские Татары, имевшие некоторые
этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой
Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу,
переходную между казанскими Татарами и мишарями. Во 2-й половине
16-18 веке в результате массовых миграций Татар в Волго-Уральском
регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских Татар
и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских Татар.
Астраханские Татары являются потомками золотоордынских групп (но,
возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и
кыпчакского происхождения). В 15-17 веках это население, жившее в
Астраханском ханстве (1459- 1556), частично в Ногайской Орде и отд.
ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное
воздействие ногайцев. Среди астраханских Татар имеются и другие
компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С 18
века усилилось этническое взаимодействие астраханских Татар с
волго-уральскими. В отдельных группах астраханских Татар - в
юртовских Татарах и карагашах - различимы этнические группы
средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.
Литовские
Татары начали формироваться в конце 14 века на
территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой
Орды, позже из Большой и Ногайских Орд.
Сибирские
Татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и
ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и
ассимилированных ими угров. В 18 - начале 20 века усилились
этнические контакты сибирских Татар с волго-уральскими.
Во 2-й
половине 19 - начале 20 века в результате этнокультурных и
демографических процессов (раннее вхождение в состав Русского
государства, близость этнических территорий, миграция
волго-уральских Татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое
и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения)
происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских
Татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является
усвоение всеми группами "общетатарского" самосознания. Среди части
сибирских Татар бытовал этноним "бухарцы", астраханских - "ногайцы",
"карагаши", у волго-уральских Татар по переписи 1926 Татарами себя
считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные
имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в т.ч. часть из них -
нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на
незавершённость консолидационных процессов среди Татар, которые
являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских
Татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя
из состава остальных Татар.
В 1920
образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991
преобразована в Республику Татарстан.
Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство.
Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо,
полбу, лён и коноплю.
Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей,
Татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а
у Татар-оренбургских казаков и астраханских Татар животноводство по
значению не уступало земледелию. Для Татар характерна особая любовь
к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу -
кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль
играло огородничество. Основным огородным растением для большинства
крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное
значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских Татар
было пчеловодство: прежде бортевое, в 19-20 веках пасечное. Охота в
недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских
мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке
Урал, и особенно у астраханских Татар, имело промысловое значение, у
барабинских Татар большую роль играло озёрное рыболовство, у
северных групп тоболо-иртышских и барабинских Татар - речное
рыболовство и охота.
Наряду с
сельским хозяйством издавна важное значение имели различные
промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие
промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые
лесные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиционными, особенно для
казанских Татар, были различные ремёсла: лесохимические и
деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный,
плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в
обработке кожи ("казанский сафьян", "болгарская юфть"), овчины,
шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в 18-19 веках возникли
валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные
мануфактуры, в 19 веке - кожевенные, суконные и другие заводы.
Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие
кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в
отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).
Исконными
для Татар были торговля и торгово-посредническую деятельность.
Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю;
большинство прасолов-заготовителей также были Татары. С 18 века
крупные торговцы у Татар главенствовали в операциях со Средней Азией
и Казахстаном.
У Татар
существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в
основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах,
трактах, озёрах. Для Татар Предкамья, части Приуралья характерны
были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на
склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали
крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения
Татар Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства,
вплоть до конца 19 - начала 20 века сохраняли кучевую, гнездовую
формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой
застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся
неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб
родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких
родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в
глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах
с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели
очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных
обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью,
линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой,
расположением жилищ на линии улицы и т.д.
В центре
аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства,
торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины,
общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть
несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви.
На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного
типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений
отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц
ставились полевые ворота (басу капка). Крупные поселения зачастую
являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки,
имелись все необходимые для административного функционирования
здания.
Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор,
где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя -
огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда
баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян
усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под
животноводческие постройки.
Основной строительный материал - дерево. Преобладала
срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых
построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были
наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип -
изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом.
Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью
(изба - сени - изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые
через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома,
крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные
дома. Волго-уральскими Татарами было освоено и строительство жилищ
вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В
их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка
трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному
плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли
специфику сельского зодчества казанских Татар. Состоятельные
крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые,
размещали в нижнем этаже лавки, магазины.
Кровля
стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм.
При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась
самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей.
Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли:
в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной -
солома, луб, степной - глина, камыш.
Внутренняя
планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и
степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка
встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко
у Татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка.
Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение
печи у входа, почётного места "тур" в середине нар (сэке),
поставленных вдоль передней стены. Лишь у Татар-кряшен "тур"
помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по
линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую -
кухонную и мужскую - гостевую половины.
Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь
в редких избах Татар-мишарей сохранились печи без труб.
Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича,
различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления
- подвесным (у отдельных групп Татар-мишарей Окского басcейна),
вмазанным и т.д.
Интерьер
жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной
мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и
особенно у Татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся
с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д.
декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом,
ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные
места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему
периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся
навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными
на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и
т.д.
Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в
селениях казанских Татар районов Заказанья: старинные постройки,
двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным
орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и
килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями,
балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой
оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а
также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка
глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и
геометрический орнаменты, а также стилизованное изображение птиц,
голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с
полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой,
зелёно-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен,
углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных
районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление
навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа.
Наиболее простой внешний облик имели избы Татар смежных, отчасти и
южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали
побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы
окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями.
Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного
покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким
шагом"). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками,
нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо
специальным нагрудным украшением изу (особенно у казанских Татар). В
оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко
использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растительный орнамент) и
художественное ткачество (геометрический орнамент).
Верхняя
одежда Татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх
рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол.
Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и
украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола
мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым
воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные
шубы.
Головной убор мужчин (кроме кряшен) - четырёхклинная,
полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого
конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка
вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой.
Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали
полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку
(бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.
Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой
позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была
распространена у всех групп Татар, кроме кряшен. Женщины и девушки
заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только
кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин.
Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги,
подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь,
эффектные широкие браслеты и пр., при изготовлении которых ювелиры
применяли скань (плоскую и "татарскую" бугорчатую), зернение,
чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными
камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении
украшений широко использовались серебряные монеты.
Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и
жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные
женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной
кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей обувью служили
лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и
низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища
- супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из
кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное
кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного
кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых
групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста
широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное
блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую
колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные
продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте,
каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др.
Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран -
смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали
ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились
некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд,
смешанный с маслом (бал-май), - свадебное блюдо и др.
Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до
начала 20 века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья
была основана на патриархальных принципах, существовало избегание
женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки
совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и
случались похищения девушек.
В свадебных
обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты,
составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во
время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о
количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была
одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого
невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в т.ч.
религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем,
но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая
оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для
девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой
посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом
мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством
обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских
Татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда
в разных помещениях). У других групп Татар это разделение было не
столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей
бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало
свадебное причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила
либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было
незначительным.
Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете
связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании
30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид.
Крещёные Татары отмечали христианские праздники, в которых
наблюдались элементы традиционных народных праздников Татар. Из
народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй -
праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной
календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели.
Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и,
соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур.
Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности.
Кульминацию праздника составлял мэйдан - состязания в беге, прыжках,
национальной борьбе - керэш и конные скачки, предваряемые подворным
сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник
включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих
его подготовительную часть - карга (дэрэ, зэрэ) боткасы -
коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов.
Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным
элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила
каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно
отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно
отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том,
что его стали отмечать и те группы Татар, которые в прошлом его не
праздновали.
С 1992 два
религиозных праздника - Курбан байрам (мусульманский) и Рождество
(христианское) включены в официальный праздничный календарь
Татарстана.
В
устном народном творчестве Татар представлены эпос, сказки,
легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская
музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских
народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа
флейты), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров),
скрипка, у кряшен - гусли.
Профессиональная культура тесно связана с народным
творчеством. Значительного развития достигли национальная
литература, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное
искусство (золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика,
ювелирное дело - скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по
камню, дереву).
По данным
Переписи населения 2002 года численность татар, проживающих на
территории России, составляет 5 миллионов 558 тысяч человек.