ТАТАРЫ
СИБИРСКИЕ, сибиртар, сибиртатарлар (самоназвание), народ в
России (около 190 тыс. человек в Кемеровской, Новосибирской, Омской,
Томской и Тюменской областях). Живут также в Казахстане, некоторых
странах Средней Азии и Турции (всего около 20 тыс. человек).
Этнические группы - тоболо-иртышская (включает курдакско-саргатских,
тарских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар), барабинская
(включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и
теренинско-чойских татар), томская (включает калмаков, чатов и
эуштинцев).
Язык -
сибирско-татарский. Имеет диалекты: тоболо-иртышский (говоры:
тарский, тевризский, тобольский, тюменский, заболотный), барабинский
и томский (говоры: калмакский и эуштинско-чатский). Б‘ольшая часть
верующих - мусульмане-сунниты. Часть Татар сибирских придерживается
традиционных верований.
В наиболее
общем виде этногенез Татар сибирских представляется в настоящее
время как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти
монгольских племён и народностей, вошедших в состав разных групп
этой этнической общности. Проникновение тюрков в эти районы
происходило в основном двумя путями - с востока из Минусинской
котловины и с юга из Средней Азии и Алтая. Видимо, первоначально
территорию заселения Татар сибирских заняли древние тюрки Тюркских
каганатов. В Томском Приобье определённую роль в формировании
тюркоязычного населения сыграли кыргызские и телесские племена.
Автохтонными тюркскими племенами в составе Татар сибирских считаются
аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно
древнетюркские племена, а не кыпчаки, появившиеся позднее (в 11-12
веках), составили основной этнический компонент на первом этапе
этногенеза Татар сибирских. В 9-10 веках на территорию Томского
Приобья продвигались кимаки - носители сросткинской археологической
культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В
составе Татар сибирских зафиксированы племена и роды хатанов,
кара-кыпчаков, нугаев. Наличие в тоболо-иртышской группе племён
мрассы и кондомы указывает на их этногенетическую связь с шорскими
племенами. Позднее в состав Татар сибирских вливались жёлтые уйгуры,
бухарцы-узбеки, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы),
казанские татары, мишари, башкиры, казахи. Они, за исключением
жёлтых уйгуров, и усилили кыпчакский компонент в составе татар
Западной Сибири.
Подавляющую
массу сибирских бухарцев составляли узбеки и таджики, кроме того, в
их составе встречались уйгуры, казахи, туркмены и, видимо,
каракалпаки, а в Сибири в них вливались в отдельных случаях
сибирские и казанские татары.
После
монгольских походов 13 века территория Татар сибирских входила в
Золотоордынское государство, образованное ханом Батыем. Наиболее
ранние государственные образования Татар сибирских - Тюменское
ханство (в 14 веке с центром в Чимге-Туре, на месте современной
Тюмени), в конце 15 - начале 16 века - Сибирское ханство (по
названию поселения Сибирь или Кашлык). Рост хозяйственных и
культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к
возникновению новых надплеменных этнических общностей. В 14-16 веках
сложились основные группы Татар сибирских.
Этническая
история Татар сибирских в рамках Русского государства была
непростой. Это связано с огромной территорией расселения их в
Западной Сибири, определённой разобщённостью, контактами со многими
народами, со сложным социальным составом и многими другими
факторами. Постепенно стабилизировались этнические территории Татар
сибирских, хотя отдельные их перемещения наблюдались в конце 19-20
веке. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщённости
в составе Российского государства, существовала взаимосвязанность
тоболо-иртышских, барабинских и томско-обских тюркоязычных групп,
которая создавала возможность для развития консолидационных
процессов Татар сибирских.
В бывшем
СССР этническая структура Татар сибирских мало изменилась. У
барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена,
лишь в отдельных селениях сохраняются знания о тугумах -
генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли,
но полностью не исчезли представления о делении на субэтнические
группы. По мнению одних учёных, Татары сибирские - самостоятельный
народ, другие учёные указывают на незавершённость их консолидации в
единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не
вполне сформировавшуюся этническую общность. Сибирские бухарцы
окончательно вошли в состав Татар сибирских к середине 20 века. В
1960-80-е годы имели место активные процессы сближения и частичного
смешения Татар сибирских с волго-уральскими татарами. Во всех
переписях населения страны в бывшем СССР Татары сибирские включались
в состав татар.
Татары
сибирские расселены в основном в средней и южной частях
Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны
среди русских деревень, часть русских проживает в самих татарских
селениях и составляет в них порой 15-30% всего населения.
Значительные группы Татар сибирских живут в городах Тюмени,
Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. Былая
компактность их расселения в городах в татарских слободах исчезла. В
городах Западной Сибири осели и многие волго-уральские татары. Все
тюркские группы, относившиеся к Татарам сибирским, в конце 17 века
насчитывали 16 тыс., в конце 18 века - свыше 29 тыс., в конце 19
века - свыше 47 тыс. человек. Численность сибирских бухарцев
составляла в начале 17 века 1,2 тыс., в конце 19 века - 11,5 тыс.
человек. Численность волго-уральских татар-переселенцев в Сибирь
вплоть до 1860-х годов росла медленно: в 1858 их было на
Западно-Сибирской равнине всего 700 человек. К 1897 их количество
возросло до 14,4 тыс. человек. По переписи 1926 Татар сибирских
насчитывалось 90 тыс., а всех татар (т.е. включая волго-уральских) -
118,3 тыс. человек.
Традиционные
занятия - земледелие (у некоторых групп оно существовало до
прихода в Сибирь русских) и скотоводство. У барабинских татар
большую роль играло озёрное рыболовство, а у северных групп
тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота.
Разводили крупный рогатый скот и лошадей. В южной части региона
выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо.
Ремёсла
- кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка (тюменские
и ясколбинские татары), вязание сетей, плетение коробов из ивовых
прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок,
саней, лыж. Занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по
найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и
других заводах), извозом.
Общественный
уклад на протяжении веков существенно менялся. В период
Сибирского ханства существовала соседская территориальная община,
при наличии у барабинцев, ясколбинцев и др. традиций родо-племенных
отношений, исчезнувших с присоединением Сибири к Российскому
государству. Основную массу татарского населения Западной Сибири до
реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце 1-й четверти 19 века,
составляли ясачные - рядовые общинники. Помимо них среди Татар
сибирских были группы служилых татар-казаков, захребетных
(зависимых) татар, оброчных чувальщиков (платили подать с
чувала-печи), а также категории дворян, купцов, мусульманских
духовных лиц и др. По "Уставу об инородцах" 1822 почти все Татары
сибирские и сибирские бухарцы были переведены в категорию оседлых
инородцев. Социальный и профессиональный состав татар Сибири в
бывшем СССР существенно изменился. Группы руководителей,
специалистов, служащих, механизаторов, квалифицированных рабочих
составляют среди барабинцев более 50%, а среди тоболо-иртышских и
томских татар - 60% всего сельского населения.
Основной
формой семьи у Татар сибирских в 18- начале 20 века была
малая семья (в среднем по 5-6 человек). В последние десятилетия
семья состоит из двух (реже из трёх) поколений и насчитывает 3-5
человек.
Свои
селения называли аулами или юртами, среди томских татар до революции
сохранились термины улус и аймак.
Для
деревень Татар сибирских характерны приречные и приозёрные типы
поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. В
конце 19- начале 20 века для большинства их поселений характерной
являлась правильная прямолинейная планировка улиц. В некоторых
пунктах прослеживались и другие черты - кривизна улиц, повороты,
закоулки, некоторая разбросанность жилищ и т.п. Дома ставили по обе
стороны улицы, редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя
застройка.
В 17 веке
бытовали в качестве жилищ землянки и полуземлянки.
Но издавна Татарам сибирским известны были наземные срубные
постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные
юрты в 17-18 веках были низкие, имели небольшие двери (пролезали в
них на корточках), без окон, дневной свет проникал через отверстие в
плоской земляной крыше. Позднее строили дома по образцу русских,
некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные
купцы и промышленники - каменные дома. В интерьере домов Татар
сибирских в каждой группе были свои особенности, но центральное
место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые
коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными
принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах были
ещё столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых
татар встречалась другая мебель - шкафы, стулья и т.п.
Отапливались дома печами - чувалами с открытым очагом, но
некоторые татары пользовались и русскими печами. Лишь немногие дома
украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах,
воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, но
иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей,
что запрещалось исламом.
Чаще
узорами украшали одежду, головные уборы и обувь. Нательной одеждой
служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху
надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы -
безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные
кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских
шёлковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - начале 20
века среди части Татар сибирских распространились русские дохи,
тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у
женщин - платья.
Из
женских головных уборов специфически местной была налобная
повязка (сараоч, сарауц) с твёрдой, обшитой тканью вокруг картона и
украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью.
Праздничными головными уборами были калфаки (колпак). Кроме того,
женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху
платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние
шапки разных видов, в том числе с лопатообразным выступом сзади.
Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичиги, кожаные
башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи
сапоги и др. Многочисленны женские украшения - браслеты, кольца,
перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные
приплетки, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные
и золотые медальоны.
В
пище преобладали мясо-молочные продукты. Молочные продукты
- сливки (каймак), масло (май), разновидности творога и сыра, особый
вид кислого молока (катык), напиток айран и др. Мясо - баранина,
говядина, конина, домашняя птица; свинину не употребляли; из диких
животных - зайчатина, лосятина. Супы: мясной (шурпа), пшённый (тарык
урэ), перловый (куцэ урэ), рисовый (корец урэ), рыбный, мучные - из
лапши (онаш, салма, умац), жидкого теста (цумара) и поджаренной на
масле муки (пламык). Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых
зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке, из мучных блюд
ели лепёшки (пэтер), пшеничный и ржаной хлеб, баурсаки - крупные,
жаренные в масле кусочки из сдобного теста, сансу (вид баурсаков) -
жаренные в масле длинные ленты теста ("хворост"), пироги с разными
начинками (пэрэмэц, балиш, сумса), блюда наподобие блинов (коймак),
халву (алюва) и др. Напитки: чай, айран, частично кумыс, некоторые
виды шербета и др.
Из
народных праздников ежегодно отмечают сабантуй.
Из
мусульманских праздников наиболее широкое распространение
имеют Ураза (рамазан) и Курбан байрам. В некоторых деревнях Татары
сибирские ещё во 2-й половине 19 века действовали служители древних
языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до
1920-х годов встречались шаманы (камы), которые лечили больных и
камлали во время жертвоприношений. Из домусульманских верований
сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов -
хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологические
представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины,
личных покровителей).
По данным
Переписи населения 2002 года численность татар сибирских,
проживающих на территории России, составляет 10 тысяч человек.