ТОФАЛАРЫ,
тофа, тоха (самоназвание), карагасы (устаревшее название), народ в
России, населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района
Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др.
Численность свыше 730 человек. Говорят на тофаларском языке тюркской
группы алтайской семьи. Верующие Тофалары - православные.
Сохраняется шаманизм.
Основу
традиционного хозяйства Тофалар составлял охотничий промысел (белка,
соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.),
сочетавшийся с оленеводством. В домашнем производстве известны
кузнечество, обработка дерева, бересты, кожи и рога. Некоторые
изделия Тофалар наряду с пушниной и кожами шли на продажу, в том
числе подбитые камусами лыжи, курительные трубки, сёдла, некоторые
берестяные изделия, меховые унты.
До
перехода на оседлость основным жилищем Тофалар был
конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной
бересты, а с наступлением холодов (до весны) - полстями, сшитыми из
выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После
перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома.
Традиционная
одежда Тофалар (мужская, женская и детская) существенных
различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных,
главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой
служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом
летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных
оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин
была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом - платок из покупной
ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу
рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние
десятилетия постепенно вышла из обихода.
Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных -
оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки,
промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном
добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки,
замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью.
Сохранялись некоторые черты родового быта, в том числе
осознание своей принадлежности к одной из восьми различавшихся своей
численностью родо-племенных групп. Вплоть до начала 20 века
сохранялась память о кровных родах "нён", члены которых вели своё
происхождение от общего мифического предка, имели родовое имя, общую
территорию расселения.
Наряду с
родом существовали патронимии, представленные группами родственных
семей, главы которых вели своё происхождение от одного предка по
мужской линии. Каждая патронимия состояла из отдельных малых семей,
имевших в своей собственности оленей, орудия промысла, утварь,
жилище и т.п. В последние десятилетия всё больше создаётся
национально-смешанных семей.
Тофалары
сохранили в своей устной традиции песни, сказки,
легенды, пословицы и поговорки. Важную роль играли дохристианские
культы, а также шаманизм.
По данным
Переписи населения 2002 года численность тофалар, проживающих на
территории России, составляет 1 тысячу человек.