ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ, тюрк (самоназвание;
распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские
турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ,
живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70
тыс. человек), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.),
Узбекистане (около 15 тыс.), Украине (около 7 тыс.); общая
численность на территории бывшего СССР - 260-280 тыс. человек
(оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов
турецкого языка. Верующие - мусульмане-сунниты.
В этногенезе
Турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское
племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и
Закавказье началось в 11 веке. Район Месхетского хребта сделался
пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и
турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов
в 13 веке и походом Тимура в 1395, увеличили численность тюркских
элементов в пограничных юго-западных районах Грузии и особенно в
Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что
облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её
населения. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория
Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого
этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила
по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам
всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным
населением разговорный турецкий язык становился языком
межнационального общения. В результате возник общий этноним
тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются),
обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах
турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление,
конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии
- турки-месхетинцы).
Ко времени
присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в
1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого
региона; на протяжении 19 - 1-й трети 20 века их доля постепенно
возрастала от 1/3 до 2/5. Ко 2-й половине 19 века для
месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в
семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелся общий
этноним "турки-месхетинцы"; местные месхи (православные с 19 века)
называли их "турками". В 1928 - 37 Турки-месхетинцы
подверглись репрессиям. С началом Великой Отечественной
войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население
(более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли). В 1944
Турки-месхетинцы были принудительно выселены из южных и юго-западных
пограничных районов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского,
Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего
было депортировано 115,5 тыс. человек, из них около 17 тыс. погибли
в пути. Депортированные Турки-месхетинцы были рассредоточены по
отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и
Киргизии как "специальные переселенцы". В 1956 с Турков-месхетинцев
были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала
возвращаться в различные районы Кавказа. С конца 1950-х годов среди
Турков-месхетинцев нарастало движение за возвращение в Месхетию.
После ферганских событий 1989, когда Турки-месхетинцы Ферганской
области Узбекистана стали жертвами межнационального конфликта, более
16 тыс. человек было эвакуировано в среднюю полосу России, в течение
полутора лет более 90 тыс. человек переселились в Азербайджан, на
Северный Кавказ, Казахстан, Украину.
Современная
материальная культура Турков-месхетинцев, некогда очень близкая к
турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Основными
чертами бытовой культуры и семейной обрядности Турки-месхетинцы
близки к туркам Малой Азии, азербайджанцам и грузинам. После
депортации 1944 испытали сильное влияние урбанистической "общесоветской"
культуры.
По данным
Переписи населения 2002 года численность турков-месхетинцев,
проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.